Первый поезд "Иволга 4.0" начал перевозить пассажиров в четверг на четвертой линии Московских центральных диаметров (МЦД-4), сообщил мэр столицы Сергей Собянин.
Первый поезд с пассажирами в 13:37 отправился со станции "Площадь трех вокзалов" в "Апрелевку". До этого прошла церемония запуска с участием Собянина и главы ОАО "РЖД" Олега Белозерова.
"На центральных диаметрах с момента их запуска количество пассажиров увеличилось на 40%, внутри города в два раза, и, конечно, не последняя причина тому - качественный подвижной состав, который мы внедряли. Сегодня на МЦД-1 и МЦД-2 полностью обновлен подвижной состав, на МЦД-3 будет закончен в этом году, в следующем году - на МЦД-4. Таким образом, 100% подвижного состава на диаметрах будут новыми. Мы специально создавали новый поезд "Иволгу" для центральных диаметров. Сегодня уже четвертая модель этого поезда запускается, она максимально приближена к самым лучшим мировым стандартам", - сказал Собянин.
Белозеров отметил, что "Трансмашхолдинг" постоянно совершенствует модель поезда. "Это и новый силовой агрегат, это и новое количество дверей для того, чтобы удобнее было и заходить, и выходить, это и кондиционирование, и зарядка, и подзарядка внутри различных гаджетов и устройств для передвижения", - сказал он.
Собянин также заявил, что в планах - обновление пригородного сообщения всего Центрального транспортного узла.
"Мы сейчас заканчиваем обновление на центральных диаметрах. Но задача стоит - весь пригород Центрального транспортного узла сделать современным, обновленным, и нам предстоит еще пройти больше половины того, что мы прошли, с точки зрения количества нового подвижного состава и путей, которые надо реконструировать", - сказал мэр Москвы.
"Иволга 4.0" - электропоезд, произведенный на Тверском вагоностроительном заводе специально для МЦД. От предыдущего поколения его отличает обновленный интерьер и экстерьер, а также большее количество дверей - теперь их по три в промежуточных вагонах.
Вагоны четвертой "Иволги" оснащены USB-разъемами, в том числе type-C, а также столиками с беспроводной зарядкой. Комфортную атмосферу внутри поезда обеспечивает обеззараживающая система климат-контроля и умное освещение. В вагонах размещены крепления для велосипедов и дополнительные зарядки для электросамокатов. В кабине машиниста для сотрудников локомотивных бригад есть охладительные и разогревающие установки для еды и напитков.
По сравнению с "Иволгой" предыдущих поколений в "Иволге 4.0" среднее ускорение поезда увеличилось на 10% - до 1 м/с, а максимальная скорость выросла на 30% - до 160 км/ч. Новая модель также обладает повышенной вместимостью - почти на 100 пассажиров больше. Состав из 11 вагонов вмещает более 2500 пассажиров.
Изначально власти Москвы обещали начать эксплуатацию поездов "Иволга 4.0" с пассажирами в конце 2023 - начале 2024 года. Однако срок испытаний этих электропоездов затянулся. Стоит также отметить, что один из поездов в начале апреля попал в аварию в районе электродепо "Нахабино". Тепловоз, который перевозил "Иволгу 2.0", протаранил новую "Иволгу 4.0" на парковых путях.
По данным сайта railgallery.ru, на сегодняшний день выпущено восемь поездов "Иволга 4.0". Пока на линии МЦД-4 ездят поезда ЭП2Д, ЭП2ДМ и более старые ЭД4М в раскраске как ЦППК, так и РЖД. Это единственная линия МЦД, на которой в момент открытия не было поездов "Иволга".
Ожидается, что поезда "Иволга 4.0" будут также эксплуатироваться на МЦД-3, куда изначально поставлялись электропоезда "Иволга 3.0". Однако производство данных составов прекращено. Всего завод поставил для работы на МЦД-3 19 составов.
Как сообщает пресс-служба мэрии Москвы, до конца 2024 года планируется закупить 53 поезда, в том числе 27 поездов "Иволга 4.0", 12 поездов ЭП2ДМ, 8 поездов ЭП2Д и 6 поездов "Ласточка" МТППК. Постепенно они заменят устаревшие пригородные поезда, которые курсируют на маршрутах дальних пригородных зон МЦД-3 и МЦД-4.