Владислав Соловьев: прогноз политолога на первый квартал 2024 года

Экономика

Экономические прогнозы - дело неблагодарное, но необходимое. Развитие предполагает моделирование и учет разных сценариев в зависимости от факторов влияния. Поводов для оптимизма у аналитиков немного - 2024 год обещает быть еще более тяжелым, чем 2023 и может превзойти по снижению показателей даже пандемический 2020. Такие прогнозы, в частности, дают финансовые эксперты МВФ для мировой экономики.

владислав соловьев москва

Аналитик, политолог и блогер Владислав Соловьев дал своей прогноз на первый квартал будущего года с прицелом на российскую экономику. В первой половине своего аналитического расклада автор уделил внимание национальной валюте, далее углубился в глобальные тренды.

Что будет с рублем

Поскольку Банк России избрал курс на жесткую денежно-кредитную политику, уменьшения ключевой ставки в 2024 году ожидать не приходится. Сейчас она составляет 15%. По мнению регулятора, это позволит удержать номинальную инфляцию на показателе 4%. Проблема в том, что реальные инфляционные процессы не всегда соответствую теоретическим расчетам. Чтобы в этом убедиться, достаточно регулярно посещать магазины или отслеживать динамику, к примеру, автомобильного рынка РФ.

При этом эксперты прямо указывают на реальные риски повышения ставки для экономики. Кредиты для бизнеса становятся неподъемными, кроме того, ожидается серьезный кризис ипотечного кредитования. Тем не менее ЦБ намеревается удерживать высокую ключевую ставку, пока не будет полной уверенности в стабильном замедлении инфляции.

соловьев владислав александрович

Власти предприняли ряд радикальных мер по стабилизации рубля, после того как курс доллара превысил 100 рублей в середине осени. Помимо повышения ключевой ставки, которая мало повлияла на биржевые котировки, в силу вступил указ, подписанный президентом, об обязательной продаже выручки в валюте. Совместно эти два шага снизили курс до 89 рублей по состоянию на конец ноября.

В первой половине 2024 года можно ожидать стабильных показателей курса в диапазоне 85-90 рублей. Это в целом комфортные условия для национальной валюты с учетом текущих экономических реалий.

Таким образом, власти обозначили, что курс 100 рублей за доллар - это предельный уровень с точки зрения безопасности для российской экономики. Ослабление валюты - это реальный риск, который приводит к различным экономическим и финансовым дисбалансам. Падает производительность труда, теряется контроль над инфляцией, как это произошло в Турции.

В среднесрочной перспективе рубль защищен от падений, подобных случившемуся в начале осени. Однако сложно прогнозировать, что произойдет с национальной экономикой и финансами во втором полугодии 2024 года. Слишком много факторов влияет на ситуацию и многие из них невозможно ни контролировать, ни предвидеть. И все же фундаментальный анализ необходим.

Что будет с экономикой

Замедление экономики идет по всем фронтам - снижаются показатели производства в США, КНР и Европе, трех основных глобальных драйверов. Мировая инфляция становится реальной угрозой. Некоторые эксперты настроены крайне пессимистично по поводу дальнейших перспектив капиталистического общества. Аналитики радикального толка считают, что в 2024 году крах "денежной" экономики начнет приобретать зримые очертания. А человечество ожидает череда политических и экономических уже не кризисов, а полноценных катастроф.

Владислав Соловьев согласен с такими прогнозами лишь отчасти. По его мнению, если катастрофические сценарии и возможны, то произойдут они в управляемом режиме. Денежная цивилизация продолжит править миром, однако это управление приобретает все более жесткий и бескомпромиссный характер. Благосостояние масс уже не волнует правительства, при этом снижение уровня жизни власти теперь смогут оправдать бушующими в мире геополитическими конфликтами.

Однако вернемся к текущему экономическому состоянию. Сейчас банки большинства развитых стран находятся в своего рода замкнутом круге. Необходимо усмирять инфляцию путем повышения ключевой ставки, однако это неизбежно приводит к замедлению экономики, что в свою очередь подстегивает рецессию. Если учесть, что никуда не делся энергетический кризис, которому Международное энергетическое агентство присвоило статус глобального, это еще больше увеличивает риск падения экономики.

В России в связи эмбарго и сложностями нефтяных поставок по морю можно ожидать негатива для производственных отраслей и экспорта энергоносителей. Продолжатся поиски новых потребителей в Азии, Африке, Латинской Америке. Но это дело на перспективу, поскольку требует расширения танкерного флота.

Несмотря на возврат части компаний потребительского сектора под другими брендами (Zara/Maag, Bershka/Ecru, Pull & Bear/DUB), в целом ситуация с импортом по прежнему тяжелая. Прежде всего это касается технологий, производственного оборудования, материалов и комплектующих. Уход поставщиков создает трудности для развития в таких значимых для экономики областях, как электроника, машиностроение, химическая промышленность. Все это вкупе ведет к снижению индекса деловой активности, если не будут предприняты реальные (а не провозглашенные на бумаге) меры для развития собственных технологических цепочек.

Желание превратить импортозамещение в "китае-замещение" вполне логично и понятно. Зачем производить свое, если все можно купить - теперь уже не на Западе, а у геополитического союзника? Однако зависимость от Китая для России не менее губительна. Экономика КНР тоже находится в состоянии прогрессирующего кризиса, при этом большинство технологий в Поднебесной заимствованы и носят вторичный характер. Это лучше, чем ничего, но мировым экономическим локомотивом назвать Китай уже нельзя.

Все перечисленные выше причины плюс ближневосточный кризис вынудили ЦБ скорректировать предыдущий прогноз по поводу роста российского ВВП в 2024 году. Теперь этот показатель находится в диапазоне 0,5-1,5% вместо 2,5%, которые прогнозировали еще в июле этого года.

Оцените статью
MSK News
Добавить комментарий