Обновление поездов началось на Замоскворецкой линии столичного метро, в понедельник на линию для перевозки пассажиров вышел первый состав "Москва-2024".
Первый поезд выехал из электродепо "Сокол" на линию около 13:15 после завершения церемонии с участием мэра Москвы Сергея Собянина. Состав отправился в сторону станции "Алма-Атинская" с пассажирами.

"Мы продолжаем обновление подвижного состава московского метро. Доля современных вагонов уже достигла 74%. Сегодня на линию вышел первый поезд нового поколения "Москва-2024" – более комфортный и эффективный. В общей сложности за два года будет получено 560 таких вагонов, что позволит обновить парк Замоскворецкой линии – одной из самых популярных и протяженных линий метро. Поздравляю пассажиров с этим знаменательным событием", - сказал мэр Москвы.
Он отметил, что совершенствование поездов метро на этом не остановится – уже сейчас ведется разработка более современного поезда "Москва-2026".

По сравнению с предыдущей серией "Москва-2020" маска поезда "Москва-2024" стала более прямоугольной, увеличился угол наклона, что улучшило аэродинамику, изменились форма и расположение световых элементов. Многие элементы интерьера стали эргономичнее и комфортнее для пассажиров, а также удобнее в техническом обслуживании.
Главные отличия новой серии от "Москвы-2020":
- на 10% увеличено расстояние в проходе между сидениями, что более удобно как для сидящих, так и для стоящих пассажиров, вместимость увеличилась на 17 человек;
- на 5% увеличена ширина сидений;
- для обивки сидений использован более практичный материал;
- USB-зарядки перенесены с сидений на поручни, что позволит подключаться к ним, не беспокоя рядом сидящих пассажиров, в планах – установка новых портов type-c и увеличение количества разъемов;
- в головных вагонах установлены аппарели для маломобильных пассажиров;
- в кабинах добавили лампу направленного света (для подсветки расписания следования) и USB-разъемы для зарядки телефона.
Пресс-служба мэрии Москвы уточняет, что согласно действующему контракту в 2024-2025 годах планируется поставка 560 вагонов "Москва-2024" (70 поездов в 8-вагонном исполнении). 80% из них (448 вагонов или 56 составов) будут перевозить пассажиров Замоскворецкой линии (остальные, вероятно, поступят на Троицкую линию). На линию также поступит 248 вагонов (31 поезд) "Москва-2026" начиная с 2026 года. Именно после этого завершится процесс модернизации поездов на линии.

Замоскворецкая - одна из двух линий в московском метро (вторая - Люблинско-Дмитровская), на которой используются только составы серии 81-717/714 ("номерные") и их модификации. При этом власти города не называли сроков начала обновления поездов на Люблинско-Дмитровской линии. Вероятно, она будет последней, на которой будут эксплуатироваться поезда предыдущего поколения.
Как сообщал ранее портал MSK News, первый построенный поезд "Москва-2024" поступил 12 января в электродепо "Сокол" Замоскворецкой линии метро, после этого началась обкатка на линии без пассажиров. На данный момент "Метровагонмаш" поставил в Московский метрополитен четыре состава "Москва-2024", еще один готовится к передаче. Также в электродепо "Сокол" находится временно один состав "Москва-2020", направленный туда для обучения машинистов.

До 2021 года обслуживанием поездов Замоскворецкой линии занимались электродепо "Сокол" (с 1938 года), "Замоскворецкое" (с 1969 года) и "Братеево" (с 2014 года). В 2021 году электродепо "Замоскворецкое" было переключено на обслуживание подвижного состава только Большой кольцевой линии метро.
Для замещения выбывших мощностей депо "Замоскворецкое" в 2020 году на юге Москвы – рядом с действующим депо "Братеево" – было начато строительство электродепо "Южное" ("Братеево-2"). В феврале 2023 года Собянин сообщал, что строительство электродепо "Южное" планируется завершить до конца 2023 года. Примерно в марте 2024 года, по его словам, комплекс должен был начать функционировать в полном объеме. Однако по состоянию на середину января 2024 года строительная готовность объекта составляла 68%. Действующее депо "Братеево" после открытия депо по соседству сконцентрируется только на ремонте вагонов метро.

После открытия электродепо "Южное" будет закрыт на реконструкцию старый корпус электродепо "Сокол", который не позволяет на данный момент обслуживать современные составы.
Изначально власти города заявляли, что обновление поездов на Замоскворецкой линии начнется именно после открытия электродепо "Южное".

Пресс-служба мэрии Москвы также сообщает, что в настоящее время транспортный комплекс Москвы совместно с производителями разрабатывает новую серию поездов "Москва-2026", которые будут перевозить пассажиров, в том числе и Замоскворецкой линии. Предполагается, что они будут оборудованы автономным ходом до 6-7 километров, подразумевающим движение поезда без контактного рельса (такую систему планируется протестировать на Рублево-Архангельской линии), а также станут еще более вместительными, с большим числом информационных экранов и разъемов для зарядки электронных устройств. Улучшенная шумоизоляция ощутимо повысит комфорт поездок, а модернизация кабины и пульта управления облегчит работу машинистов.
Распределение серий составов по линиям московского метро в 2024 году:
- Сокольническая - "Номерной", "Русич", Москва";
- Замоскворецкая - "Номерной", "Москва-2024" – первый поезд нового поколения вышел на линию 11 марта;
- Арбатско-Покровская - "Русич";
- Филёвская - "Москва";
- Кольцевая - "Москва-2020";
- Калужско-Рижская - "Ока", "Москва", "Москва-2020";
- Таганско-Краснопресненская - "Москва";
- Калининская - "Ока";
- Солнцевская - "Ока";
- Серпуховско-Тимирязевская - "Ока";
- Люблинско-Дмитровская - "Номерной";
- Большая кольцевая - "Москва-2020";
- Бутовская - "Русич";
- Некрасовская - "Москва".