Московская монорельсовая транспортная система может быть закрыта в ближайшее время, сообщил порталу MSK News источник в транспортном комплексе столицы.
"Власти Москвы приняли решение закрыть монорельс. Изначально последним днем работы линии было 3 июля, но в итоге решение было перенесено на более поздний срок и сейчас окончательного решения о последнем дне работы еще нет. Взамен планируется запустить маршрут электробуса №668 от станции метро "Тимирязевская" до ВДНХ (южный вход)", - рассказал он.
При этом источник не смог сообщить о дальнейшей судьбе инфраструктуры монорельсовой дороги в случае окончательного закрытия системы. "Решение будет принимать мэр Москвы Сергей Собянин", - добавил он.
Предполагается, что маршрут электробуса будет работать с 7:30 до 20:05 от остановки "ВДНХ (южный вход)" и с 8:10 до 20:44 от станции метро "Тимирязевская". При этом интервалы движения составят от 5 до 10 минут в отличие от 30-минутных интервалов на монорельсе. По проекту, электробус будет делать следующие остановки: станция метро "Тимирязевская", станция метро "Фонвизинская", "Останкинский пруд", "Аргуновская улица", станция метро "ВДНХ", "ВДНХ (северный вход)", "ВДНХ (южный вход)". Время поездки по всему маршруту составит около 35 минут.
Маршрут монорельса проходит от станции метро "Тимирязевская" до "Улицы Сергея Эйзенштейна" возле ВДНХ. Трасса проходит по улице Фонвизина, пересекает линию Октябрьской железной дороги, проходит мимо Телецентра по улице Академика Королева, далее по Продольному проезду. Протяженность линии с шестью станциями составляет 4,7 километра.
Впервые о строительстве монорельса в столице задумались в 1998 году, однако в нынешнем виде и по нынешнему маршруту он был спроектирован в 2001 году. Москва тогда претендовала на проведение Всемирной выставки "ЭКСПО-2010", которая должна была разместиться на территории ВДНХ, и монорельс должен был решить задачу подвоза посетителей от других станций метро. Право на проведение выставки выиграл Шанхай, но от строительства монорельса власти столицы решили не отказываться.
Московский монорельс принял первых пассажиров 20 ноября 2004 года, начав работу в "экскурсионном режиме". На линии работало два состава, интервал движения составлял 30 минут, а режим работы был с 10:00 до 16:00. Посадка осуществлялась только на станции "Улица Сергея Эйзенштейна". 29 ноября была открыта для входа станция "Тимирязевская". Стоимость проезда составляла 50 рублей для взрослых.
В июле 2005 года интервал движения был сокращен до 20-23 минут, время работы установлено с 8:00 до 20:00, открыты для входа пассажиров станции "Выставочный центр" и "Телецентр". Полностью все шесть станций были открыты для входа и выхода пассажиров 1 сентября 2006 года.
10 января 2008 года линия перешла в транспортный режим работы. С этого дня станции были открыты для входа и выхода пассажиров с 7:00 до 23:00. Цены были снижены с 50 до 19 рублей за одну поездку, появились проездные билеты, в том числе для студентов. В 2008 году был расширен список льготных категорий граждан, имеющих право бесплатного проезда на монорельсе. В ноябре 2008 года максимальное количество составов на линии было увеличено с 5 до 6, а 1 декабря был введен новый график движения. Интервалы на линии составляли от 6 минут 55 секунд до 20 минут 45 секунд, была повышена скорость движения составов. С 1 января 2013 года билеты московского метро стали действительными на монорельсе.
23 января 2017 года режим работы монорельса был вновь возвращен в экскурсионный: интервалы движения были увеличены до 30 минут, режим работы установлен с 8:00 до 20:00. Стоимость проезда при этом осталась прежней.
В 2012 году власти Москвы впервые заявили, что монорельс может быть закрыт и демонтирован из-за убыточности и небольшого пассажиропотока. Однако позже в том же году отказались от этой идеи. Но летом 2015 года возглавлявший тогда департамент строительства Москвы Андрей Бочкарев заявил об отсутствии перспектив у монорельса. Бывший начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов в июле 2016 года сообщил, что проектировавшийся как аттракцион монорельс потеряет актуальность как средство массовой перевозки после открытия МЦК и новых станций метро на севере города, поэтому правительством Москвы рассматриваются два решения: либо сохранение дороги как аттракциона, либо демонтаж с частичным использованием конструкций для движения трамвая.
В 2017 году Градостроительно-земельная комиссия Москвы приняла решение о разработке проекта замены московского монорельса трамваями. В случае воплощения этих планов уже существующая трамвайная линия, проходящая по улице Академика Королева, будет продлена до Краснопресненской трамвайной сети (до улицы Костякова), которая отсоединена от остальной трамвайной сети города. Но в апреле 2020 года стало известно, что разработка проекта интеграции монорельса с трамвайной сетью города приостановлена.