Парад трамваев, приуроченный к открытию после реконструкции депо имени Апакова и празднования 126-летия московского трамвая прошел в столице в субботу.
11 ретро-вагонов проехали по маршруту от трамвайного депо имени П.Л. Апакова на улице Шаболовка через улицу Серпуховский Вал, мимо Даниловского рынка, через Холодильный переулок до Даниловской мануфактуры (пересечение Варшавского шоссе и Новоданиловского проезда). Затем колонна вернулся обратно на Шаболовку.



На параде посетители могли увидеть поезд из моторного вагона Ф (фонарный) и прицепного вагона Н (нюрнбергский), а также поезд из моторного вагона КМ (коломенский моторный) и прицепного вагона КП (коломенский прицепной).




Можно было также увидеть трамваи КТМ/КТП-1, МТВ-82, РВЗ-6, Татра Т2, Татра Т3, Татра Т7Б5, 71-608КМ, 71-135 (ЛМ-2000), трехсекционный трамвайный вагон КТ3R ("Кобра").




После окончания парада до 17:00 все желающие смогли посетить обновленное трамвайное депо имени П.Л. Апакова (улица Шаболовка, дом 9), где была организована выставка ретровагонов. На выставке представили более 20 трамваев разных поколений - от самых первых серий до моделей, которые только недавно покинули улицы Москвы.

Помимо выставки, на территории депо прошли выступления артистов проекта "Музыка в метро", академического хора Московского метрополитена и школы танцев Moscow Dancing Rebels, интерактивы с розыгрышами призов. В завершение дня состоялся концерт Сергея Мазаева и группы "Моральный кодекс".

Трамвайное депо имени Апакова на улице Шаболовка в центре Москвы торжественно открыли после перестройки 10 апреля. Это старейшее предприятие городского электрического транспорта Москвы. Оно было открыто в 1909 году.

Комплекс построек представлял собой историческую и культурную ценность. В частности, главное здание депо возведено в 1909 году по проекту инженера Владимира Шухова. Оно являлось памятником промышленной архитектуры начала XX века. А административный корпус депо 1910 года постройки является объектом культурного наследия.

Трамвайное депо было закрыто на реконструкцию в октябре 2020 года. В 2021 году почти все корпуса (кроме административного) были снесены, а на их месте позже построены новые здания.

Во время реконструкции для вагонов сделали сквозной проезд внутри производственного корпуса и круговое движение по территории. Раньше вагоны заезжали на территорию депо задним ходом. Кроме того, депо не могло обслуживать современные трамваи "Витязь". Теперь перемещение вагонов по депо осуществляется по принципу конвейера.

Для обслуживания вагонов нового поколения оборудовано 29 канав, что позволяет обслуживать низкопольные трамваи "Витязь-Москва". Мощности депо обеспечивают ночной отстой до 77 вагонов и текущий ремонт до 13 вагонов одновременно, а также мойку до 12 вагонов в час.

До конца 2025 года в рамках второго этапа работ планируется завершить реставрацию двухэтажного административного корпуса, построенного в 1910 году по проекту архитектора Михаила Глейнинга. В здании разместят столовую, медицинский кабинет, комнату отдыха для сотрудников и пункт диспетчера.

Стоит отметить, что несмотря на официальное открытие, трамвайное депо имени Апакова до сих пор не производит выпуск вагонов на маршруты. Позднее депо будет обслуживать трамвайные маршруты № 3, 14, 26, 38, 39, 47.

Движение трамваев в Москве было запущено 25 марта (6 апреля по новому календарю) 1899 года года.

Парады трамваев проходят в Москве с 2014 года. В прошлом году, по данным мэрии Москвы, праздничные мероприятия посетили более 500 тысяч человек.