При устройстве контрольно-пропускного пункта на въезде на территорию режимного объекта необходимо предусмотреть средства защиты от тарана. К таким средствам можно отнести противотаранные шлагбаумы, бетонные заграждения, дорожные блокираторы, противотаранные ворота. Обычно устанавливаются на объектах военного назначения, секретных объектах, на государственных промышленных предприятиях и объектах критической инфраструктуры, Управлениях МВД, ФСБ и аналогичных ведомств.
Принцип действия противотаранных устройств
Принцип действия зависит от типа противотаранного устройства:
- Дорожные блокираторы и дорожно-заградительные установки. В нулевом уровне дорожного покрытия установлен силовой срезающий нож. При открытом проезде нож не препятствует продвижению автотранспорта. При блокировке въезда нож поднимается под углом к дорожному полотну, препятствуя въезду авто.
- Противотаранные шлагбаумы. Принцип действия аналогичен обычным автоматическим шлагбаумам, устанавливаемым на КПП, особо опасных участках автодорог (ж/д переезды). Отличие заключается в способности выдерживать большую энергию удара. Например, противотаранный шлагбаум ПТША-L выдерживает энергию удара до 1930 кДж, что равносильно остановке грузовика снаряженной массой 20 т, двигающегося на скорости 53 км/ч.
- Противотаранные откатные ворота. Для обеспечения беспрепятственного проезда полотно сдвигается по направляющим влево или вправо (откатывается в сторону, чем и обусловлено название). В закрытом состоянии полотно преграждает проезд автотранспорта, а также проход пеших злоумышленников.
Задача всех противотаранных устройств одинаковая – создание на пути следования транспортного средства (легкового, грузового автомобиля) непреодолимого препятствия, при столкновении с которым обеспечивается полная остановка этого ТС. Добиться остановки автомашины снаряженной массой порядка 20 т при движении на скорости 50-60 км/ч можно только одним способом – физическим разрушением ходовой части (моста). Поэтому практически у всех противотаранных устройств типа дорожных блокираторов и дорожно-заградительных установок основной элемент (срезающий нож) располагаются на высоте до 0,5 м. При наезде легкового или грузового авто происходит «срезание» переднего моста, и дальнейшее движение становится невозможным.
Что касается противотаранных шлагбаумов, то высота балки над уровнем дороги может составлять 1 метр, поэтому при столкновении происходит разрушение передней части автомобиля – моторного отсека, кабины. В отличие от блокираторов при установке шлагбаума или откатных ворот не потребуется вскрытие дорожного полотна по всей ширине проезда.
Отдельно стоит рассмотреть принцип действия противотаранных комплексов на примере противотаранного устройства «Захват». Комплекс состоит из двух устройств – противотаранного шлагбаума и установки типа ПДЗУ-L-2 или ПДЗУ-L-3. Совместная работа двух устройств обеспечивает защиту от тарана не только на грузовых авто, но и на колесной спецтехнике, в т.ч. военной. Подробнее о комплексе «Захват» смотрите по ссылке: https://promgroup.ru/catalog/shlagbaumy/protivotarannyj-kompleks-zahvat.html.
Что учитывают при проектировании и монтаже противотаранных устройств на КПП?
Помимо типа противотаранного устройства и максимально удерживаемой энергии удара, учитывают следующее:
- Ширина проезда.
- Время открытия-закрытия проезда.
- Условия эксплуатации (температурный режим).
- Нагрузка на ось для устройств, монтируемых в дорожное покрытие.
- Тип электропривода и возможность управления вручную при отказе автоматики, отсутствии основного и резервного электроснабжения.
Еще одним фактором при выборе является комплектация. В стандартном комплекте обычно предусмотрены 2-позиционные светофоры, проблесковый маячок, пульт управления, система электроподогрева для холодных регионов и пр.
Как правило, выносной пульт управления, датчик посторонних объектов, радиоуправление в комплект поставки устройств не входят и предлагаются производителем в качестве опций.
Вывод
Противотаранные устройства и шлагбаумы способны защитить режимный объект от террористической атаки или несанкционированного проезда транспортных средств на охраняемую территорию. Главное – доверить проектирование, монтаж и пуско-наладочные работы компании, специализирующейся именно на изготовлении и установке данных устройств.