Задержки и отмены авиарейсов случаются по всему миру, от этого не застрахован ни один пассажир. Ассоциация туроператоров России (АТОР) подготовила несколько советов тем, кто собирается в путешествие или уже застрял за границей из-за сбоев в расписании.
Быть на связи
Вне зависимости от того, где именно произошла задержка или отмена авиарейса в ассоциации советуют туристам обеспечить стабильную связь и выход в интернет. Это позволит оперативно звонить на горячую линию, оставлять заявки на сайте или в мобильном приложении туроператора, авиакомпании, отслеживать табло аэропорта.
"Нужно активировать роуминг, установить eSIM или туристическую SIM-карту где это возможно, изучить заранее, где доступен бесплатный Wi-Fi и каким образом получить к нему доступ. Очень важно пополнить баланс мобильного номера в достаточном объеме", - добавили в АТОР.
Приобрести страховой полис
Есть страны, куда путешественников не пустят без туристической страховки, но есть и такие направления, где она не обязательна. Тем не менее, в АТОР рекомендуют обязательно ее оформлять перед поездкой, или проверить условия той, которая включена в турпакет от туроператора.
"Если вам покажется, что предлагаемых услуг в страховке недостаточно – докупите собственную. Если вы летите с пересадкой – проконтролируйте, чтобы страна пересадки тоже фигурировала в полисе", - сообщили в ассоциации.
В АТОР также подчеркнули, что страховок, полностью покрывающих расходы за задержку или отмену рейса, нет.
Страховку можно оформить даже если турист уже находится за рубежом. Но не каждая компания позволит это сделать с текущей даты. Лучше оформлять страховой полис, добавив изначально 2-3 дня к планируемому путешествию.
Билеты с пересадкой у одной авиакомпании
Российским туристам советуют приобретать авиабилеты на стыковочные маршруты одной авиакомпании – так перевозчик будет нести ответственность в случае задержки на одном из сегментов пути, если турист опоздает на следующий рейс.
"Если вы купили разные билеты – второй перевозчик ничего вам не обязан возвращать, если первый не вылетел вовремя. То же касается тарифов. Приобретайте билеты не по минимальным тарифам, а по тем, которые позволяют отмену, возврат и перенос. Это может оказаться очень полезной опцией", - сообщили в АТОР.

Информировать близких о путешествии
При планировании путешествия в АТОР советуют туристам предупредить близких о планируемой поездке, маршруте, отелях и рейсах.
"То же касается и времени в поездке – периодически информируете близких или друзей о том, где вы, с кем и как у вас дела", - добавили в ассоциации.
Наличные в путешествие
При подготовке к путешествию за рубеж нужно предусмотреть внезапные расходы, на которые могут потребоваться деньги в конвертируемой валюте (доллары, евро, юани, дирхамы ОАЭ, иногда подойдут и турецкие лиры). Лучше всего обменять столько денег, чтобы хватило на обратные билеты в случае форс-мажора.
Если есть карты международных банков, то следует позаботиться о том, чтобы на счетах были деньги. Карты Union Pay, выпущенные российскими банками, нужно пополнять заранее, поскольку перевод занимает много времени, а в выходные может быть недоступен.
В АТОР напомнили, что за рубежом можно купить новые обратные билеты на онлайн-агрегаторах, там получится расплатиться российскими банковскими картами.
Копии документов
Ассоциация рекомендует и организованным, и самостоятельным туристам сделать копии всех важных документов: билетов, страховок, ваучеров в отель, паспортов. Две бумажных и одну электронную. Бумажные лучше хранить в разных местах. Также следует записать отдельно важные номера и электронные адреса: отелей, авиакомпаний, туроператора, российского консульства в стране отдыха.
Правильная сборка багажа
На случай форс-мажора туристам не следует убирать в багаж зубные щетки, умывальные принадлежности и другие полезные мелочи, в том числе лекарства и портативные зарядные устройства. При этом лучше заранее убрать из ручной клади все вещи, которые нельзя будет пронести в салон самолета.
При себе нужно оставить какую-то теплую вещь, чтобы накинуть под кондиционером в аэропорту и полегче, если придется ждать рейса в отеле.
Как получить денежную компенсацию
В России если рейс задержался по вине авиакомпании, то пассажирам положена компенсация в размере 3% от стоимости билета за каждый час опоздания, но не больше его полной цены. Также можно потребовать, чтобы авиаперевозчик оплатил штраф в размере 100 рублей за каждый час задержки, но не более 50% от стоимости билета.
Если из-за опоздания самолета было пропущено важное мероприятие или оплаченное лечение, то перевозчик обязан возместить убытки в полном объеме. Для этого нужно собрать необходимые документы в зависимости от авиакомпании, затем оформить претензию в течение полугода с даты задержки или отмены рейса.
Возврат средств выполняет либо авиакомпания, либо посредник, у которого был куплен авиабилет (например, онлайн-агрегатор). За компенсацией в случае задержки рейса нужно обращаться в авиакомпанию.