Первые беспилотные грузовые автомобили "КАМАЗ" выехали на платную федеральную автотрассу М-11 Москва - Санкт-Петербург в рамках экспериментального правового режима.
"Хотел выделить три момента. Первое - создать беспилотный автомобиль, насыщенный искусственным интеллектом, в условиях санкций - это действительно колоссальная работа. Второе - это пока еще, конечно, "пилотные проекты", опытные образцы, но, тем не менее, это уже коммерческий груз. В этом году должны перевезти более 50 тысяч тонн коммерческих грузов, на следующий год эта цифра возрастет в четыре раза", - сказал первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов.
Глава Минтранса РФ Виталий Савельев сообщил, что с 2024 года добавятся еще 12 автомобилей "КАМАЗ".
"Тем самым мы начинаем расширять проект, наше видение, как же будет в целом в ближайшем будущем выглядеть дорога, беспилотные транспортные средства, которые займут свое место в этой нише", - отметил он.
Запуск беспилотных грузовиков "КАМАЗ" на магистрали М-11 для перевозки грузов по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Санкт-Петербург стал первым этапом проекта "Беспилотные логистические коридоры". Всего в рейс вышло четыре цифровых магистральных тягача, которые в составе автопоезда с полуприцепом будут осуществлять грузоперевозки между двумя городами. Автомобили созданы на базе магистрального тягача КАМАЗ-54901. Модель оснащена системами связи, навигации, технического зрения, обработки входящей информации. Управление тормозной и рулевой системы, двигателя и АКПП осуществляется с применением электронной кан-шины.
Машины будут работать между логистическими терминалами Москвы и Санкт-Петербурга по концепции hub-to-hub, без заездов в города.
Как пояснил главный конструктор по инновационным автомобилям ПАО "КАМАЗ" Сергей Назаренко, беспилотные магистральные тягачи будут работать в режиме 24/7, то есть ограничения, связанные с режимом труда и отдыха водителей, на эту технику не распространяются. Автомобиль будет останавливаться только на погрузку-разгрузку, заправку топливом, а также для проведения технического обслуживания автомобиля. Во время движения, в соответствии с программой ЭПР (экспериментальный правовой режим) в кабине беспилотника будет находиться инженер-испытатель, готовый перехватить управление в экстренных ситуациях.
На автотрассу М-11 допускаются беспилотные транспортные средства, которые прошли оценку соответствия требованиям безопасности в испытательной лаборатории подведомственного Минпромторгу ФГУП "Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (НАМИ), а также в отношении которых МВД России внесена запись об их отнесении к беспилотникам. В настоящее время "КАМАЗ" прошел соответствующие процедуры.
Следующими на трассу выйдут беспилотные грузовики "Сберавтотеха", завершившие процесс сертификации в НАМИ.
Правительство РФ ввело на автотрассе М-11 Москва - Санкт-Петербург экспериментальный правовой режим, который позволит тестировать эксплуатацию беспилотных грузовиков и инфраструктуры для них.
Проект "Беспилотные логистические коридоры" является частью стратегических инициатив Минтранса РФ. Технологические, организационные и бизнес-решения, которые будут отработаны в рамках экспериментально-правового режима на М-11, лягут в основу и будущих транспортно-логистических коридоров. К 2030 году беспилотные перевозки планируется организовать на 19,5 тысячах километрах федеральных дорог.
По данным Минтранса, использование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования позволит повысить безопасность движения, будет способствовать созданию новых видов коммерческой деятельности, сократит издержки на оплату труда водителей и на топливо.