Мэр Москвы Сергей Собянин в пятницу провел технический пуск последнего участка Большой кольцевой линии (БКЛ) московского метро от станции "Каширская" до "Нижегородской".
"Поздравляю с большим событием в Московском метрополитене - с окончанием строительства последнего 10-километрового участка Большой кольцевой линии метро, самого большого проекта в мире кольцевых линий метрополитена и самого большого проекта в истории московского метро. Теперь начинаем пуско-наладочные работы, и через пару месяцев Большое кольцо замкнется и будет уже по всей окружности ходить с пассажирами. Важнейший проект, сложный, тяжелый", - сказал Собянин.
Как сообщает пресс-служба мэрии Москвы, открытие движения по всей линии запланировано на 2023 год.
Строительство восточного участка от станции "Каширская" до "Нижегородской" было начато в 2018 году. Длина участка составляет 10,7 километра с четырьмя станциями: "Кленовый бульвар", "Нагатинский Затон", "Печатники" и "Текстильщики". Между станциями "Текстильщики" и "Кленовый бульвар" поезда будут ходить в большом двухпутном тоннеле диаметром 10 метров.
Новые станции участка улучшат транспортное обслуживание жителей и работающих восьми районов: Текстильщики, Печатники, Люблино, Нагатинский Затон, Москворечье-Сабурово, Нагатино-Садовники, Нижегородский, Лефортово, - с населением около 800 тысяч человек. Сокращение времени при ежедневных поездках по городу для местных жителей составит до 80% или до 45 минут.
Станции "Текстильщики" и "Печатники" будут иметь пересадки на МЦД-2 и радиальные линии метро - одноименные станции Таганско-Краснопресненской и Люблинско-Дмитровской линий. В перспективе на станции "Кленовый бульвар" будет организована пересадка на Бирюлевскую линию метро. Ожидается, что после открытия новыми станциями БКЛ будут ежедневно пользоваться более 57 тысяч человек, а вместе с пересадками - более 166 тысяч человек.
Как считают власти города, в результате существенно разгрузятся действующие станции метро: "Печатники" Люблинско-Дмитровской линии до 27%, "Текстильщики" Таганско-Краснопресненской линии - до 21%, "Авиамоторная" Калининской линии - до 15 %, "Коломенская" Замоскворецкой линии - до 10%.
Станция "Кленовый бульвар" расположена в районе Нагатинский Затон вдоль Коломенской улицы у примыкания к ней Кленового бульвара. В непосредственной близости от станции находится музей-заповедник "Коломенское". Архитектурно-художественный облик станции был разработан победителем международного конкурса архитектурным бюро ARCHSLON. Спокойный и лаконичный дизайн передает образ ключевого объекта местности - музея-заповедника "Коломенское". Пластика свода потолка платформы создает узнаваемый силуэт, характерный для традиционных элементов русского зодчества, визуально удваиваясь в зеркальной части отделки стен. Интерьер подземного вестибюля выдержан в черно-белой гамме. В отделке стен использованы мрамор, габбро и металлические панели на колоннах и арках. На потолке установлены световые перфорированные панели.
В зоне обслуживания станции находится район Нагатинский Затон с населением более 120 тысяч человек, в том числе в пешей доступности проживают 35 тысяч человек. По оценкам, к 2025 году пассажиропоток транспортно-пересадочного узла (ТПУ) "Кленовый бульвар" (станция метро и остановки наземного транспорта) составит свыше 32 тысяч человек, в том числе станции БКЛ - около 23,5 тысячи человек.
Станция "Нагатинский Затон" расположена в одноименном районе Москвы вдоль Коломенской улицы (рядом с домами 3 и 5). Это станция мелкого заложения с двумя береговыми платформами, объединенными переходными мостиками, с которых можно будет выйти к эскалаторам, ведущим в подземный вестибюль. Единственный вестибюль станции обеспечит выход пассажиров на Коломенскую улицу, к остановкам наземного транспорта и жилой застройке.
Дизайн станции выбран в ходе открытого международного конкурса, победителем которого стало московское архитектурное бюро Za Bor Architects. Основная идея оформления интерьера заключается в попытке использовать объект транспортной инфраструктуры в качестве музея, посвященного обитателям рек Московского региона и Нагатинского затона в частности. Крупные реалистичные изображения рыб, выполненные из натурального камня в технике мозаичного панно, сформируют необычный и запоминающийся образ станции. Художественная выразительность мозаики позволяет не применять дополнительные декоративные элементы интерьера. На потолках перронных залов станции, в залах кассового узла и на сводах эскалаторных тоннелей установлены алюминиевые композитные панели белого цвета. В облицовке стен залов и путевых стен использован мрамор белого цвета и габбро. Полы облицованы гранитом.
Открытие станции "Нагатинский Затон" улучшит транспортное обслуживание более чем 120 тысяч жителей одноименного района, из которых 15 тысяч человек проживают в пешей доступности от нее. К 2025 году пассажиропоток ТПУ "Нагатинский Затон" (станция метро и остановки наземного транспорта) составит около 18 тысяч человек, в том числе станции БКЛ - около 16,7 тысячи.
Станция "Печатники" находится в одноименном районе на юго-востоке Москвы на пересечении улиц Гурьянова и Шоссейной. С нее можно сделать пересадку на одноименные станции Люблинско-Дмитровской линии метро и МЦД-2, куда ведет пешеходная галерея, созданная по принципу "сухие ноги". Это станция мелкого заложения с двумя вестибюлями. Пассажиры могут выйти на улицы Шоссейную и Гурьянова, к жилой и общественной застройке, остановкам наземного транспорта.
Интерьер станции выдержан в черно-белой цветовой гамме. У эскалаторов и лестниц переходного моста находятся колонны, выполненные в виде композиции из двух букв П. В торцах станции разместили скамейки в форме перевернутых букв П. Станцией будут пользоваться жители районов Печатники, Люблино и Текстильщики. В них проживают более 360 тысяч человек, в том числе 49 тысяч москвичей - в пешей доступности.
По оценкам экспертов, к 2025 году пассажиропоток ТПУ "Печатники", куда входят две станции метро, станция МЦД-2 и остановки наземного городского транспорта, составит около 52 тысяч человек. Только станция БКЛ будет принимать около 12,2 тысячи пассажиров.
Станция "Текстильщики" находится между Шоссейной улицей и путями МЦД-2, с нее можно сделать пересадку на одноименные станции Таганско-Краснопресненской линии и МЦД-2. Это станция мелкого заложения с двумя береговыми платформами и двумя вестибюлями, обеспечивающими выход на Шоссейную улицу, к станции МЦД-2 и остановкам наземного транспорта.
В декабре 2023 года планируют открыть надземный переход для пересадки между станциями Таганско-Краснопресненской и Большой кольцевой линий. В 2024-м введут в эксплуатацию новый вестибюль, откуда можно будет пройти на платформы МЦД-2. Его соединят с существующим наземным переходом.
Основным декоративным элементом станции стал двухуровневый потолок, визуально напоминающий вязальный или ткацкий станок - отсылка к названию станции. В отделке платформенной части и вестибюлей станции использовали натуральные природные материалы. Полы выложены гранитом светло-серого цвета, стены - мрамором светлых оттенков и металлическими панелями. Входные павильоны выполнены в белом, сером и синем цветах.
В зоне обслуживания станции находятся районы Текстильщики и Печатники с населением свыше 190 тысяч человек, 49 тысяч из них проживают в пешей доступности. Станция войдет в состав одного из крупнейших ТПУ города. Планируется, что к 2025 году пассажиропоток транспортно-пересадочного узла, куда входят две станции метро, станция МЦД-2 и остановки наземного городского транспорта, составит около 145 тысяч человек, а станции БКЛ - порядка 20,8 тысячи человек.