Полностью российский электропоезд "Ласточка" был официально презентован публике в рамках выставки "Иннопром" в Екатеринбурге.
Речь идет о модели пятивагонного электропоезда серии ЭС104. Ее ключевым преимуществом является российское тяговое оборудование, способное обеспечить быстрый разгон поезда до 160 километров в час и эффективное торможение с рекуперацией энергии в сеть. В перспективе ЭС104 станет базовой платформой для целой линейки отечественных электропоездов нового поколения.

Базовая модель ЭС104 в пятивагонной комплектации предусматривает размещение 416 посадочных мест и багажных стеллажей. Сидения оснащены USB-разъемами для зарядки мобильных устройств. В вагонах предусмотрена система микроклимата и обеззараживания воздуха, подъемники для маломобильных граждан. Санитарные модули оснащены пеленальными столиками.
Поезд оснащен камерами заднего вида и контроля входных групп, элементами системы автоведения. Маска головного вагона - вытянутой формы. Интерьер салона выполнен в серых тонах, сиденья расположены по схеме 3-2 в ряд. В комментариях в сети многие отмечают, что внешне новый поезд одновременно похож на существующую "Ласточку" и поезд "Иволга", который работает на МЦД.

"Ласточки" созданы на базе немецкой платформы Desiro. В России их выпускает завод "Уральские локомотивы". Он был создан в 2010 году как совместное предприятие немецкого концерна Siemens и российской группы "Синара - Транспортные машины" (СТМ). В мае 2022 года иностранная компания сообщила, что сворачивает бизнес в России, включая выход из существующих совместных предприятий. Локализация "Ласточек" в настоящее время составляет около 90%.
Планируется, что первые машины из новой линейки электропоездов выйдут на железные дороги Свердловской области. РЖД заказали 22 полностью российские "Ласточки". Электропоезд выйдет в регулярные рейсы по маршрутам до конца 2023 года.