Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который устанавливает требования к уровню локализации автомобилей, используемых в качестве такси.
Документ вносит изменения в федеральный закон об организации перевозок легковым такси (580-ФЗ), который вступил в силу 1 сентября 2023 года.
В Госдуме первое чтение законопроект прошел в январе 2024 года, после этого длительное время был без движения. Против инициативы выступили представители бизнеса и бизнес-объединения. Они уверяли, что введение требований к легковым такси замедлит обновление автопарков, создаст проблемы для самозанятых водителей.
Изначально планировалось установить требование, согласно которому для получения разрешения на работу в такси с 1 октября 2025 года легковой автомобиль должен быть признан локально произведенным. То есть соответствующим уровню локализации не менее 3200 локализационных баллов, что сейчас соответствует планке допуска автомобилей к госзакупкам в РФ. С 1 января 2027 года его повысят до 3500 баллов, а с 1 января 2028-го - до 3700 баллов.
Как сообщал портал Autonews, соответствующими требованиям являются модели Lada Granta, Lada Aura, Lada Vesta, Haval Jolion, Haval F7 / F7x, Kaiyi E5, BAIC U5 Plus. Опрошенные порталом эксперты считают, что закон спровоцирует устаревание автопарка, что в итоге отразится и на пассажирах, и на водителях, и на качестве перевозок.
Во втором чтении законопроект доработали. Вступление в силу обязательных требований по локализации автомобилей такси было сдвинуто на 1 января 2033 года. При этом с 1 марта 2026 года предложено ввести другие критерии, которым должны соответствовать допускаемые для работы в такси автомобили.
В такси с 1 марта 2026 года решено допустить как машины, произведенные в рамках "новых" специнвестконтрактов (СПИК, заключенные с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года), так и в рамках специнвестконтрактов, которые были заключены в период до 1 марта 2022 года и в которых появились новые инвесторы, ранее числившиеся инвесторами или привлеченными лицами в других СПИК.
Кроме того, в такси с 1 марта 2026 года решено было допускать и автомобили, произведенные в рамках "новых" СПИК, которые были заключены после 1 марта 2025 года или которые подверглись после 1 марта 2025 года изменениям и по решению правительства РФ были допущены к использованию в такси.
Действие новых требований к автомобилям такси временно не будет распространено на Калининградскую область и Сибирский федеральный округ - до 1 марта 2028 года, на Дальний Восток - до 1 марта 2030 года.
Авторами законопроекта выступили глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.