Электропоезда на Горьковском и Киевском направлениях Московской железной дороги (МЖД) с утра понедельника начали курсировать по новому расписанию из-за предстоящего открытия МЦД-4 (D4).
До запуска пассажирского движения по МЦД-4 (это должно произойти днем 9 сентября) поезда Горьковского направления, следующие на Киевское, высаживают пассажиров на новой платформе Курского вокзала и вновь сажают только на "Минской". Центральный участок они следуют без пассажиров в режиме накатки. Соответственно на Киевском направлении поезда, не следующие на Киевский вокзал, высаживают пассажиров на "Минской".
Данные изменения привели в понедельник утром к пробке в переходе между станциями "Проспект Вернадского" Большой кольцевой (БКЛ) и Сокольнической линий метро. Связано это с тем, что многие пассажиры с Киевского направления выходили на "Аминьевской" и следовали по БКЛ до ближайшей станции, откуда поезда идут в центр города. Пассажиры сообщали также о сильной загруженности пересадки на станции "Кунцевская".

Кроме того, в понедельник были зафиксированы серьезные перебои в движении электропоездов обоих направлений. Ряд электричек следовали с задержками от 10 до 40 минут, некоторые рейсы были отменены.
Стоит отметить, что тарифы МЦД на обоих направлениях заработают только после открытия пассажирского движения по всей линии. Поэтому пока пассажиры не могут использовать "Тройки" для проезда по балансу "Кошелек" и совершать бесплатные пересадки на метро, МЦК и другие диаметры.
Общая протяженность МЦД-4 составит 86 километров, это будет самый длинный диаметр (на километр больше МЦД-3). Конечными станциями станут "Апрелевка" Киевского направления и "Железнодорожная" Горьковского направления МЖД. Четвертый диаметр пройдет с запада на восток через Москву и свяжет семь центральных железнодорожных вокзалов столицы: Курский, Ярославский, Казанский, Ленинградский, Савеловский, Рижский и Белорусский. На схемах и указателях обозначается цветом "ментол" (зелено-бирюзовым).
Киевское направление
С понедельника электропоезда дальнего пригорода и экспрессы Киевского направления перевели на отдельные пути - 3 и 4, они стали ехать своим графиком обособлено от поездов МЦД-4 (в будущем такое должно быть введено на всех направлениях работы МЦД). В границах диаметра после станции "Апрелевка" поезда дальнего пригорода останавливаются только на станциях "Переделкино", "Очаково", "Аминьевская", "Минская" и прибывают на Киевский вокзал. На Киевский вокзал также прибывают все экспрессы (на участке после "Апрелевки" в направлении Киевского вокзала они делают остановку на станциях "Переделкино" и "Аминьевская").
По 1 и 2 главным путям теперь курсируют только поезда МЦД-4 и электрички дальнего пригорода Горьковского направления. Поэтому станции "Победа", "Крёкшино", "Санино", "Кокошкино", "Толстопальцево", "Лесной Городок", "Внуково", "Мичуринец", "Солнечная", "Мещерская", "Матвеевская" и "Поклонная" не будут обслуживаться поездами, следующими на Киевский вокзал.
Направление движения поезда указано на головном вагоне, а также в расписании перевозчиков и на информационном табло на станциях.

Пассажирам, которым нужно на Киевский вокзал, необходимо доехать на поезде со всеми остановками до любой из станций, где останавливаются электрички дальнего пригорода, и совершить там бесплатную пересадку на поезд до вокзала (без прохода через турникеты). После запуска МЦД-4 появится также возможность доехать до новой станции "Кутузовская", где можно пересесть на Филевскую линию метро или продолжить свой путь до Белорусского вокзала.
Согласно опубликованному ранее расписанию, первая электричка от "Апрелевки" по всему маршруту МЦД-4 будет отправятся в 5:17, последняя - в 23:37. От станции "Железнодорожная" первая электричка по МЦД-4 будет уходить в 4:36, последняя - в 23:36.
При этом из "Апрелевки" на центральный участок МЦД-4 и далее на Горьковское направление первый поезд будет уезжать в 4:52. По будням это будет электричка до станции "Крутое", по выходным - до станции "Петушки". От станции "Солнечная" первый состав в сторону "Железнодорожной" будет отправляться в 4:29 из парка отстоя поездов. От "Железнодорожной" до "Солнечной" последние составы будут отправляться в 23:56 и 0:16.
Время в пути от "Железнодорожной" до "Апрелевки" составит 2 часа 10 минут, в обратную сторону - 2 часа 8 минут.
Поезда по всему маршруту МЦД-4 будут курсировать с интервалом 20 минут в течение всего дня. Между электричками диаметра будут ездить поезда дальнего пригорода, которые в том числе будут следовать с одного направления на другое, а также поезда не по полному маршруту. Поэтому интервал в часы пик в среднем будет составлять 5,5 минут и около 10-15 минут в остальное время, однако будут промежутки, когда интервал достигнет максимальных 20 минут.
Интервал движения поездов от станции "Апрелевка" до Киевского вокзала составит в среднем от 10 до 30 минут, при этом днем предусмотрен перерыв в течение 1,5 часов. От Киевского вокзала до "Апрелевки" не будет электричек с 10:35 до 12:40. При этом от Киевского вокзала ежедневно первая электричка утром теперь отправляется в 3:40 (ранее - в 4:55), последняя в 1:04 (ранее - в 0:50).
Жители Наро-Фоминска с понедельника получили возможность быстрее чем ранее доезжать до Киевского вокзала, в среднем время в пути сократилось на 15 минут. Самый быстрый поезд не экспресс теперь доезжает от станции "Нара" до Киевского вокзала за 64 минуты, самый медленный - за 1 час 16 минут.
Частота движения дальних электричек после "Апрелевки" с понедельника немного увеличена. На две пары поездов в будни и пять в выходные стало больше курсировать электричек от Киевского вокзала до станции "Нара".
С понедельника исчезли из расписания маршруты электричек "Москва-Киевская" - "Солнечная" и "Москва-Киевская" - "Лесной Городок", серьезно сокращены поезда в сообщении "Москва-Киевская" - "Апрелевка".
От старой платформы "Аэропорт" до Киевского вокзала теперь отправляются пять электричек вместо четырех ранее. Теперь эти электрички делают промежуточные остановки на станциях "Переделкино", "Очаково", "Аминьевская" и "Минская". Время в пути по всему маршруту сокращено с 45-49 до 33-35 минут. Поезда будут работать только в будни. Согласно схемам, это ответвление не войдет в тарифную зону МЦД, поэтому пассажирам старой платформы "Аэропорт" нужно будет как и сейчас покупать бумажные билеты.
Электропоезда между станциями "Солнечная" и "Новопеределкино" сохранены в расписании. Изначально данные электрички отсутствовали после публикации нового расписания на Киевском направлении. Поезда из 4-6 вагонов будут ходить каждые 20 минут в пиковые периоды и в вечернее время. Перерывы между поездами со стороны "Новопеределкино" будут с 8:10 до 9:30, с 9:30 до 11:30, с 11:30 до 15:30, с 15:30 до 16:50, с 17:10 до 18:10 и с 18:10 до 19:10. Первый поезд от "Новопеределкино" отправляется в 5:30, последний - в 23:50. От станции "Солнечная" первая электричка уезжает в 5:40, последняя - в 0:20. Из расписания убран единственный прямой поезд Киевский вокзал - Новопеределкино. Стоит отметить, что поездка по этому маршруту будет стоить, как в центральной зоне МЦД.
Аэроэкспрессы от Киевского вокзала до аэропорта "Внуково" по-прежнему курсируют с интервалом раз в час. Изначально в расписании были заявлены рейсы каждые 30 минут (о планах сократить интервалы говорили и в компании "Аэроэкспресс"), но вскоре дополнительные рейсы были убраны. При этом теперь с вокзала экспрессы отправляются с 7:00 до 0:00 (ранее - с 6:00 до 23:00), из аэропорта - с 6:15 до 23:15 (ранее - с 6:00 до 23:00). Теперь экспрессы преодолевают путь за 33 минуты (ранее время в пути составляло от 35 до 46 минут).
Горьковское направление
С понедельника на Курском вокзале поезда Горьковского направления стали останавливаться на новой платформе №4 вместо существовавших ранее тупиковых. До открытия МЦД-4 действует обязательная высадка пассажиров в сторону "Площади Трех вокзалов". После этого часть поездов, особенно экспрессы, будут делать конечную остановку на "Площади Трех вокзалов".
Также с понедельника до Курского вокзала продлена большая часть электропоездов, ранее оборачивавшихся на станции "Нижегородская" и рейсов до "Серпа и Молота". В новом расписании до "Нижегородской" осталось 12 пар экспрессов "Спутник" от/до "Железнодорожной". Также до "Нижегородской" сохранено немного электричек от/до станций "Балашиха", "Железнодорожная", "Купавна", "Фрязево", "Захарово" и "Электрогорск".
Основным пунктом назначения на Горьковском направлении после открытия движения по МЦД-4 станет станция "Апрелевка", до этой станции даже будет следовать один рейс в день из Владимира. Некоторые поезда будут следовать до более ближних станций, например, до "Солнечной" или "Лесного Городка".
Электропоезда с конечной на Курском вокзале вернутся только после окончания работ по его реконструкции.
Что касается дальнего пригорода, то частота движения после станции "Железнодорожная" в сторону Ногинска, Павловского Посада, Электрогорска и т.д. сохранена.
Стоит напомнить, что с 4 сентября до открытия МЦД-4 почти все пригородные поезда останавливаются на станции "Ольгино" вместо "Железнодорожной". После запуска МЦД-4 на "Железнодорожной" заработают все платформы для поездов.
Центральный участок МЦД-4

После открытия движения по всей линии МЦД-4 для пассажиров станут доступны станции "Кутузовская" (пересадка на Филевскую линию метро и МЦК), "Тестовская" (пересадка на Филевскую и Солнцевскую линии, БКЛ, МЦК, МЦД-1), "Белорусская" (пересадка на Замоскворецкую, Кольцевую линии и МЦД-1), "Савёловская" (пересадка на Серпуховско-Тимирязевскую линию, БКЛ и МЦД-1), "Марьина Роща" (пересадка на Люблинско-Дмитровскую линию, БКЛ и МЦД-2), "Площадь Трех вокзалов" (пересадка на Сокольническую и Кольцевую линии, МЦД-2, МЦД-3, Ярославское, Казанское, Рязанское и Ленинградское направления железной дороги).
Примерно в 2024 году для пассажиров на центральном участке заработают также станции "Беговая" и "Рижская" (сейчас на реконструкции). Не ранее 2025 года между "Тестовской" и "Беговой" появится станция "Ермакова Роща". Между "Савеловской" и "Марьиной Рощей" может вновь появиться платформа "Станколит" (по некоторым данным восстанавливать ее не будут).
Сколько будет стоить проезд на МЦД-4
Столичные власти до сих пор не опубликовали границы трех тарифных зон на МЦД-4. Объявить об этом мэр Москвы Сергей Собянин должен в ближайшие дни.
Пока из опубликованных на станциях схем следует, что в зону "Центральная" попадут станции от "Внуково" до "Реутов", а также, скорее всего, Киевский вокзал. В зону "Пригород" включат станции на участке "Никольское" - "Железнодорожная" и "Лесной Городок" - "Апрелевка". Границы зоны "Дальняя" неизвестны. Однако на некоторых схемах Горьковского направления сообщается, что последней станцией в зоне "Дальняя" станет "Крутое". При этом все ответвления от основного хода (до станций "Балашиха", "Захарово", "Электрогорск") в тарифную зону МЦД не попадут. На Киевском направлении в зону "Дальняя" должны включить станции от "Дачной" до "Нары".
Оплатить поездку на всех станциях, которые включат в зону МЦД, пассажиры смогут по "Тройке". Пересадки с электричек на метро и МЦК на пересадочных узлах будут бесплатные в течение 90 минут с момента въезда в границы МЦД. То есть пассажир сможет бесплатно пересесть, к примеру, на станции "Аминьевская" между метро и электричкой, но если выйдет на "Аминьевской", а в метро войдет на "Мичуринском проспекте", прогулявшись туда пешком, то пересадка будет платной.
В зоне "Центральная" проезд сейчас стоит при оплате "Кошельком" карты "Тройка" 50 рублей. Обладатели безлимитных билетов на 30, 90 и 365 дней смогут ездить в этой зоне бесплатно неограниченное число раз. В стоимость 50 рублей входит бесплатная пересадка на метро, МЦК и другие диаметры на пересадочных узлах. При этом "Тройку" обязательно нужно валидировать и на вход и на выход. С 3 июня карты блокируются при отсутствии валидации на выход. На станциях без турникетов нужно использовать валидаторы или закрывать поездку в кассе.
В зоне "Центральная" нет бесплатной пересадки с МЦД на наземный городской транспорт. Если после закрытия поездки на МЦД сесть в автобус или трамвай, то с "Тройки" дополнительно спишется 25 рублей за пересадку (тариф "90 минут").
В зоне "Пригород" стоимость проезда составляет 65 рублей и также включает возможность бесплатно пересесть на метро, МЦК или другой диаметр. Пересадка на наземный транспорт при этом платная и оплачивается по полному тарифу. В зоне "Пригород" бесплатно могут ездить обладатели безлимитных билетов на 30, 90 и 365 дней только с включенной опцией "Пригород" (данные билеты дороже тех, что действуют в зоне "Центральная").
Тариф в "Дальней" зоне МЦД составляет в 2023 году 65 рублей плюс 30 рублей за проезд каждой тарифной зоны после окончания зоны "Пригород" на данном направлении (одна зона это 10 километров).
Пассажиры при желании смогут продолжать покупать обычные бумажные билеты. К примеру, стоимость проезда по "Тройке" от "Апрелевки" до "Санино" будет 65 рублей (зона "Пригород"), а бумажный билет как и сейчас обойдется в 30 рублей. При этом при следовании от "Апрелевки" до "Аминьевской" проезд по билету как и сейчас будет 90 рублей, а по "Тройке" - 65 рублей и еще будет возможность бесплатно войти в метро.
В границах МЦД (все три зоны) можно передвигаться по тарифам диаметров на любых электропоездах, кроме экспрессов (там проезд оплачивается по тарифам ЦППК).
Стоит обратить внимание, что если на транспортную карту "Тройка" записано несколько билетов, то в первую очередь используется билет ЦППК, во вторую - абонементы Москвы на 30, 90 или 365 дней, затем - баланс "Кошелька".
Какие поезда будут работать на МЦД-4
Составов "Иволга" на первом этапе на линии не будет. Не ранее декабря 2023 года на линии могут начаться поставки поездов "Иволга 4.0", у которых в вагоне три двери вместо двух. Поэтому на первом этапе будут ездить поезда ЭП2Д и более старые ЭД4М. Обновить весь подвижной состав планируется в лучшем случае к 2025 году. Также на Киевском направлении работает состав ЭП2ДМ. Возможно, эти поезда в ближайшем будущем начнут поставляться для работы на дальнем пригороде.