Мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор ОАО "РЖД" Олег Белозеров подписали план-график развития инфраструктуры Центрального транспортного узла в 2023 году.
План включает запуск двух линий Московских центральных диаметров (МЦД), а также 14 новых и реконструированных станций на маршрутах МЦД.
Как следует из документа, запуск МЦД-3 запланирован в августе 2023 года. Открыть движение на МЦД-4 планируется в сентябре следующего года.
"Мы сегодня подводим итоги по обустройству Московского транспортного узла, и как всегда традиция у нас - подписываем график работ на следующий год. 2022 год был рекордным по объему инвестиций, мы строили новые городские вокзалы, прокладывали железнодорожные пути, реконструировали существующие", - сказал Собянин.
Генеральный директор РЖД на церемонии отметил, что в 2022 году были сокращены сроки строительства на железной дороге, в процессе работы внедрялись технологии российского производства.
"Мы сейчас находимся здесь в "Переделкино". Практически все технологии, которые были дополнены в течение года или переработаны, производятся в России. Это был для нас тоже был новый вызов", - подчеркнул Белозеров.
"Следующий год будет знаковым для всей системы пассажирского железнодорожного сообщения, будут введены два огромных мегапроекта - МЦД-3 и МЦД-4 - общей протяженностью 170 километров, около 60-70 станций, порядка 30 пересадок на другие виды транспорта. Это существенно улучшит в целом пассажирский транспорт, сделает его комфортнее как для жителей Подмосковья, так и для москвичей", - добавил мэр.
В пресс-службе мэрии Москвы уточнили, что помимо продолжения строительства новых и реконструкции существующих путей в 2022 году на Центральном транспортном узле было завершено строительство и реконструкция девяти станций. Среди них "Минская", "Толстопальцево", "Печатники", "Площадь трех вокзалов", "Окружная" (северный вестибюль), "Мещерская", "Переделкино" и новый терминал для поездов "Аэроэкспресс" в северном терминальном комплексе аэропорта "Шереметьево".
В рамках подготовки к запуску новых диаметров предполагается завершить для МЦД-3: строительство путепровода в районе остановочного пункта "Малино"; реконструкцию участка Москва-Товарная- Октябрьская - Николаевка - Москва-2-Митьково - Москва-Пассажирская- Казанская и строительство дополнительных главных путей; строительство железнодорожного тоннеля на Казанском направлении МЖД, обеспечивающего связь между Казанским направлением МЖД и Октябрьской железной дорогой; строительство парков отстоя и экипировки поездов на станциях "Крюково" и "Раменское".
Для МЦД-4 будет проведено строительство дополнительных третьего и четвертого главных путей на Киевском направлении МЖД; сооружение соединительной ветви между Киевским и Смоленским направлениями МЖД; реконструкция участка Москва-Пассажирская-Курская - Москва-Каланчевская; реконструкция участка Москва-Пассажирская-Курская - Карачарово со строительством дополнительных главных путей (первый этап); строительство третьего и четвертого главных путей на участке Москва- Каланчевская - Марьина Роща; реконструкция участка Ермакова Роща - Савеловский вокзал (первый этап).
Кроме того, в 2023 году будет завершено строительство/реконструкция 14 железнодорожных станций: "Лесной городок" (МЦД-4), "Очаково" (МЦД-4), "Марьина Роща" (МЦД-2/МЦД-4), "Площадь трех вокзалов" (МЦД-2/МЦД-4) (второй этап), "Тимирязевская" (МЦД-1), "Крюково" (МЦД-3), "Ольгино" (МЦД-4), "Поклонная" (МЦД-4), "Кутузовская" (МЦД-4), "Тестовская" (МЦД-4), "Белорусская" (МЦД-1/МЦД-4), "Лианозово" (МЦД-1) (первый этап), "Курская" (МЦД-2/МЦД-4), "Петровско-Разумовская" (МЦД-1).
Запланированы работы по благоустройству территорий, прилегающих к десяти железнодорожным станциям действующих и перспективных линий диаметров ("Кокошкино", "Толстопальцево", "Внуково", "Переделкино", "Мещерская", "Очаково", "Минская", "Марьина Роща", "Рижская" и "Окружная").
Согласно плану, в январе завершится реконструкция станции "Лесной городок", в феврале - "Очаково", в марте откроют новую станцию "Марьина Роща" одновременно с пуском участка Большой кольцевой линии метро. В апреле планируется завершить реверсивное движение на участке Беговая - Савеловская, в мае могут завершить второй этап реконструкции станции "Площадь трех вокзалов" (бывшая "Каланчевская").
В июле 2023 года планируется завершить реконструкцию станции МЦД-1 "Тимирязевская", в августе помимо запуска МЦД-3 должны финишировать все работы на станции "Крюково" и заработать станция "Ольгино" на МЦД-4 вместо существующих ныне деревянных платформ.
В сентябре вместе с открытием для пассажиров МЦД-4 заработают станции "Поклонная" (после реконструкции), "Кутузовская", "Тестовская" и вторая очередь "Марьиной Рощи". Также в это время предполагается завершение работ по реконструкции пригородных платформ на Белорусском и Курском вокзалах, открытие первой очереди обновленной станции "Лианозово" на МЦД-1. При этом отмечается, что сроки завершения работ на Курском вокзале пока предварительные. В ноябре-декабре 2023 года планируется построить станцию МЦД-1 "Петровско-Разумовская".
На прошлой неделе заместитель мэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов сообщил, что МЦД-3 и МЦД-4 запустят одновременно в четвертом квартале 2023 года, то есть в октябре-декабре. Ранее Собянин заявлял об открытии МЦД-4 в самом конце 2023 года, а заместитель председателя правительства Московской области Анна Кротова в августе этого года анонсировала открытие двух линий в августе 2023 года.
Движение по двум первым диаметрам открылось 21 ноября 2019 года. Конечными станциями являются Лобня - Одинцово (МЦД-1) и Нахабино - Подольск (МЦД-2).
МЦД-4 пройдет от Апрелевки Наро-Фоминского городского округа Подмосковья до микрорайона Железнодорожный городского округа Балашиха, пересекая Москву. Линия соединит Киевское и Горьковское направления МЖД и будет иметь длину 85 километров с 38 остановочными пунктами.
МЦД-3 свяжет Зеленоградский административный округ Москвы и город Раменское в Московской области. Линия пройдет через территории Москвы и Московской области и соединит Ленинградское направление Октябрьской железной дороги (ОЖД) и Рязанское направление Московской железной дороги (МЖД). Маршрут будет иметь длину 82 километра и насчитывать 43 станции. Два направления железной дороги будут соединяться между станциями "Рижская" и "Электрозаводская" по Митьковской соединительной ветви.