Московскую монорельсовую транспортную систему на северо-востоке столицы протяженностью 4,7 километра закрыли в пятницу вечером навсегда.
Последние поезда с пассажирами отправились с каждой конечной станции в 20:05.

После сообщения департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы в четверг днем о предстоящем закрытии монорельса, на его станциях наблюдался повышенный пассажиропоток. Поезда не могли вместить всех желающих в последний раз прокатиться на этом виде транспорта. К станции "Тимирязевская" вечером в пятницу пришли не менее 500 человек. Многие из них возмущались решением городских властей объявить о закрытии за день.
"Почему власти Москвы не дали месяц, чтобы проститься с монорельсом? Зачем они устроили давки в пятницу? Я приехала на "Тимирязевскую" в 6 вечера и не могла попасть в поезд из-за толпы на станции, оплатив при этом проезд. К тому же, я и все мои знакомые голосовали за сохранение монорельса. Моя соседка сейчас собирает подписи за сохранение этого транспорта. Понятно, что все это голосование было для галочки и нас никто не спрашивает", - сообщила местная жительница Елена.

"Я иногда ездила на монорельсе от "Тимирязевской" до Академика Королёва. Что сейчас? Предлагают ходить пешком или ездить с пересадками. А как быть работникам Телецентра, которым нужно на "Тимирязевскую"? Очень необдуманное решение. И зачем вообще нужен парк на высоте, когда рядом столько зелёных зон. Если и задумали его закрывать, то надо было перестраивать для трамваев", - рассказала другая местная жительница Ольга.
Как сообщил в четверг департамент, часть эстакады - от станции "Выставочный центр" до депо монорельса, включая станцию "Улица Сергея Эйзенштейна" - в скором времени демонтируют. Открыть парк на месте остальной инфраструктуры монорельса планируется в 2027 году. При этом не уточняется, что будет в дальнейшем с территорией депо монорельса.

Департамент 2 июня 2025 года сообщил, что круглогодичный городской парк может появиться на месте инфраструктуры Московской монорельсовой транспортной системы. В департаменте заявили, что в сутки монорельсом пользуются менее 2000 человек, в основном "это туристы или пассажиры, которые ездят на нем от случая к случаю".
Одновременно с этим было запущено голосование в проекте "Активный гражданин". В нем приняли участие 206 792 пользователя. За создание парка проголосовали 71,14% участников опроса. 16,88% (34,9 тысячи) выбрали вариант сохранения монорельса. Еще 11,99% выбрали вариант, что это должны решать специалисты.

При этом как сообщали ранее ряд Telegram-каналов, многих бюджетников Москвы в первый день голосования заставляли принять в нем участие и выбрать вариант создания парка.
В минувший вторник мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что жители города в проекте "Активный гражданин" "приняли решение создать прогулочное пространство на месте монорельсовой системы". Мэр тогда не сообщил дату закрытия монорельса.

Маршрут монорельса проходил от станции метро "Тимирязевская" до "Улицы Сергея Эйзенштейна" возле ВДНХ. Трасса шла по улице Фонвизина, пересекала линию Октябрьской железной дороги, проходила мимо Телецентра по улице Академика Королёва, далее по Продольному проезду. Протяженность линии с шестью станциями составляла 4,7 километра.
Официально история Московского монорельса идет с июля 1998 года, когда "Московскому институту теплотехники" совместно с управлением транспорта и связи и Москомархитектурой было поручено разработать проект программы "Московский монорельсовый транспорт" и предварительное технико-экономическое обоснование создания монорельсовых трасс в Москве. 2 сентября 1998 года Юрий Лужков, занимавший тогда пост мэра Москвы, подписал распоряжение "О проектировании и строительстве новых видов скоростного транспорта в г. Москве".

16 февраля 1999 года было подписано постановление о создании ОАО "Московские монорельсовые дороги", в котором департамент государственного и муниципального имущества Москвы выступал соучредителем с долей 25% + 1 акция при общем объеме уставного капитала 100 миллионов рублей.
Первоначально планировалось построить линию от Ярославского шоссе до путепровода "Северянин". Окончательно участок строительства был определен 13 марта 2001 года. Монорельсовая дорога должна была связать станции метро "Тимирязевская" и "Ботанический сад". Проект во многом создавался для заявки Москвы на выборах города проведения Всемирной универсальной выставки "ЭКСПО-2010". Однако в итоге Москва не победила в голосовании, а линию было решено не строить до станции "Ботанический сад".

В качестве макетного образца подвижного состава был приобретен поезд серии P30 швейцарской фирмы Intamin Transportation. На основе этого поезда были созданы модифицированные серийные составы, получившие обозначение ЭПС. Их производство началось в 2003 году. Всего в составе 6 вагонов, вместимость - 200 человек при норме 5 пассажиров на квадратный метр. Было произведено десять шестивагонных составов и одно специальное транспортное средство, состоящее из двух головных вагонов.
Монорельс изначально планировалось открыть в феврале 2004 года, но в итоге он начал работу 20 ноября 2004 года в "экскурсионном режиме". На линии тогда работало два состава, интервал движения составлял 30 минут, а время работы - с 10:00 до 16:00. Посадка осуществлялась только на станции "Улица Сергея Эйзенштейна". 29 ноября была открыта для входа станция "Тимирязевская". Стоимость проезда составляла 50 рублей для взрослых (в остальном транспорте проезд стоил 10 рублей).

В июле 2005 года интервал движения был сокращен до 20-23 минут, время работы установлено с 8:00 до 20:00, открыты для входа пассажиров станции "Выставочный центр" и "Телецентр". Полностью все шесть станций заработали для входа и выхода 1 сентября 2006 года. В декабре 2007 года был подписан акт приемки передачи ММТС в собственность Москвы и проведена государственная комиссия по приемке транспортной системы.
10 января 2008 года линия перешла в транспортный режим работы. С этого дня станции были открыты для входа и выхода пассажиров с 7:00 до 23:00. Цены были снижены с 50 до 19 рублей за одну поездку, появились проездные билеты. В ноябре 2008 года максимальное количество составов на линии было увеличено с пяти до шести, а 1 декабря был введен новый график движения. Интервалы на линии составляли от 6 минут 55 секунд до 20 минут 45 секунд, была повышена скорость движения составов. С 1 января 2013 года билеты московского метро стали действительными на монорельсе.
В декабре 2015 года монорельс стал обозначаться на картах как тринадцатая линия метро.

23 января 2017 года режим работы монорельса был вновь возвращен в экскурсионный: интервалы движения были увеличены до 30 минут, режим работы установлен с 8:00 до 20:00. Официально данный шаг объяснялся снижением пассажиропотока после ввода в эксплуатацию в 2016 году МЦК. В то же время появилась информация о проблемах с запчастями для ремонта подвижного состава, что привело к снижению поездов, которые могли выходить на линию. Стоимость проезда на монорельсе при этом осталась как и на остальном общественном транспорте.
В 2017 году Градостроительно-земельная комиссия Москвы приняла решение о разработке проекта замены московского монорельса трамваями. Существующая трамвайная линия, проходящая по улице Академика Королёва, могла быть продлена до Краснопресненской трамвайной сети (до улицы Костякова). Но в апреле 2020 года стало известно, что разработка проекта интеграции монорельса с трамвайной сетью города приостановлена. В итоге трамвайную линию построят только до станции МЦД-3 "Останкино". Таким образом, Краснопресненская трамвайная сеть не будет соединена с остальной.

О том, что Московская монорельсовая транспортная система действительно может быть закрыта в ближайшее время, сообщалось в 2020 году во время пандемии коронавируса. Тогда взамен планировалось запустить маршрут электробуса № 668 от станции метро "Тимирязевская" до ВДНХ (южный вход). В сентябре 2020 года власти Москвы уже запускали голосование по вопросу сохранения монорельса. Тогда они заявляли, что в 2015 году себестоимость поездки на монорельсе составляла 195 рублей, в 2017 - 322 рубля, в 2020 - 484 рубля. Департамент в это время уверял, что у монорельса всего 39 постоянных пассажиров. Однако в 2020 году не было принято решение о закрытии. В 2025 году ведомство сообщило, что себестоимость поездки одного пассажира на монорельсе составляет уже около 1500 рублей.
После закрытия монорельса департамент транспорта не ввел альтернативные маршруты для проезда пассажиров. Между улицей Академика Королёва и станцией метро "Тимирязевская" в ведомстве вместо прямой связи предлагают ехать на городском транспорте до станции метро "Владыкино" и пересаживаться на метро. Другой вариант для работников Телецентра - идти 17 минут пешком до станции метро "Фонвизинская", откуда до "Тимирязевской" доезжать на местных маршрутах.

Департамент при этом забыл про прямой маршрут № с585, который едет от Рижского вокзала через ВДНХ, МЦД-3 "Останкино", Ботаническую улицу, станцию метро "Владыкино" к станции метро "Тимирязевская". Однако интервалы на маршруте в будни доходят до часа, а сам путь от Телецентра (остановка "Ботаническая улица, 1) до станции метро "Тимирязевская" занимает около 30 минут.
Подписывайтесь на MSK News в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Москвы и Подмосковья в Telegram-канале, вступайте в нашу группу в "ВКонтакте" и получайте все самые важные известия с доставкой в вашу почту в нашей еженедельной рассылке в воскресенье вечером.