Как московские власти уничтожили крупнейшую в мире троллейбусную сеть

Транспорт

В Москве в ночь на 25 августа прекратили работу последние в городе маршруты троллейбусов, власти столицы за несколько лет уничтожили крупнейшую в мире троллейбусную сеть, выпустив вместо них на большинство маршрутов дизельные автобусы.

Троллейбусное движение в Москве открылось 15 ноября 1933 года, в этот день троллейбусы вышли на маршрут № 1 от Белорусского вокзала до села Всехсвятского (ныне район станции метро “Сокол”).

Как московские власти уничтожили крупнейшую в мире троллейбусную сеть
Фото: ГУП “Мосгортранс”

Впервые мысль о постройке троллейбусной линии в Москве появилась еще в 1924 году, но к ее реализации приступили только через 9 лет. В декабре 1932 года отечественным заводам дали поручение спроектировать и построить два первых опытных советских троллейбуса. Летом 1933 года на Ярославском автозаводе по проекту начался выпуск шасси на базе автобуса Я-6. В октябре их отправили на автозавод имени Сталина (ЗИС) для постройки кузова. К 1 ноября 1933 года два только что выпущенных троллейбуса, которые получили индекс “ЛК” (Лазарь Каганович), отбуксировали с ЗИСа на завод “Динамо”, где на них установили электрооборудование. На территории этого завода провели первые технические испытания машин.

Первый советский троллейбус имел деревянный каркас с металлической обшивкой, кузов длиной 9 метров, шириной 2,3 метра и весом 8,5 тонн. Он мог развивать максимальную скорость до 50 километров в час. В салоне имелось 37 мест для сидения. Машины выкрасили в темно-синий цвет (сверху имелась кремово-желтая полоса, внизу – ярко-желтая обводка).

Как московские власти уничтожили крупнейшую в мире троллейбусную сеть
Фото: ГУП “Мосгортранс”

В январе 1934 года первую линию от Тверской заставы продлили в центр по Тверской улице до площади Революции, в декабре 1934 года закончили постройку второй линии по Арбату до Дорогомиловской заставы. В конце этого года по обоим маршрутам курсировали 36 машин серии ЛК.

В феврале 1939 года в Москву прибыла машина нового типа ЯТБ-4, а с апреля 1941 года стали поступать троллейбусы ЯТБ-4А с полуметаллическим кузовом.

Как московские власти уничтожили крупнейшую в мире троллейбусную сеть
Фото: ГУП “Мосгортранс”

С началом Великой Отечественной войны троллейбус в столице превратился в основной вид городского транспорта в центре города, так как почти все автобусы были использованы для военных целей.

В связи с началом массового жилищного строительства на городских окраинах туда с середины 50-х годов стали прокладываться новые троллейбусные маршруты. В 1953 году троллейбусы пошли до Серебряного Бора, в 1954 году было восстановлено движение до больницы МПС и в Измайлово, а также построены новые линии по 2-й Брестской улице, до Песчаной площади и на территории ВСХВ (ныне ВДНХ). В 1955 году троллейбусы начали курсировать до Кашенкина Луга, рыбокомбината на Варшавском шоссе, по улице Электрозаводской, годом позже “рогатые” вышли на Бутырский Хутор, Волхонку, в Тестовский поселок, на Фрунзенскую набережную до нового стадиона в Лужниках и от Красных ворот до Авиамоторной.

Как московские власти уничтожили крупнейшую в мире троллейбусную сеть
Фото: ГУП “Мосгортранс”

В 1957 году троллейбусы начали работать по улицам Разина и Большой Ордынке, до МГУ, по Остаповскому шоссе (Волгоградскому проспекту) до АЗЛК, по Дубровке до автозавода. В 1958 году открылись маршруты от Марьиной Рощи до ВДНХ, в поселок Текстильщики, по Краснопролетарской и Селезневке, до гостиниц ВДНХ, в 1959 году – по Ленинскому проспекту на юго-запад, в Новогиреево, по 4-й Кабельной, в 1960 году – по Мосфильмовской и через Ваганьковский путепровод. К концу 1960 года протяженность сети линий достигла 540 километров, работали 36 маршрутов.

В Москве 60-е годы стали пиком развития троллейбусного хозяйства. С 1960 по 1972 годы сеть линий увеличилась с 540 до 884 километров. Общая длина троллейбусной сети к 1970 году достигла 1253 километров и уже с 1971 года являлась самой протяженной в мире. В начале 1975 года в городе числилось 2217 троллейбусов.

Как московские власти уничтожили крупнейшую в мире троллейбусную сеть
Фото: ГУП “Мосгортранс”

В 70-80-е годы были проложены новые линии во вновь строившиеся жилые массивы: Новогиреево, Ивановское, Орехово-Борисово, Чертаново и Аннино, Тушино и Братцево, Бибирево, Отрадное, Медведково, Олимпийскую деревню, Ясенево, Теплый Стан, Марьино, Крылатское, Выхино, а также по Щелковскому шоссе через Гольяново до Уссурийской улицы, от Измайлово в Гольяново, по Ярославскому шоссе до Холмогорской улицы, по Дмитровскому шоссе до платформы “Марк”.

В начале 1997 года в Москве действовали 85 троллейбусных маршрутов общей протяженностью 916,8 километров (одиночная контактная сеть – 1273 километра), работали в городе восемь троллейбусных парков.

Как московские власти уничтожили крупнейшую в мире троллейбусную сеть
Фото: ГУП “Мосгортранс”

Низкопольные троллейбусы начали поступать в город с 2009 года. По состоянию на декабрь 2011 года инвентарная численность парка троллейбусов ГУП “Мосгортранс” составляла 1631 машину. По итогам 2011 года московский троллейбус перевез 319,2 миллиона пассажиров. На тот момент в городе с учетом коротких рейсов действовали 105 маршрутов.

При Юрии Лужкове были планы по строительству новых парков (в Марьино, Митино и Коровино) и новых линий. Последним новым троллейбусным парком стал Новокосинский, открытый в 2006 году.

Как московские власти уничтожили крупнейшую в мире троллейбусную сеть

Первые упоминания о планах закрытия троллейбусной системы появились в ноябре 2010 года, практически сразу после вступления Сергея Собянина в должность мэра Москвы, но тогда речь шла только о центральной части города.

Первым закрытым маршрутом при Собянине стал № 69, который курсировал от конечной остановки “ВДНХ (южный вход)” до Трубной площади, однако троллейбусы по этому маршруту работали с большими интервалами и не играли особой роли в транспортном обслуживании города.

Как московские власти уничтожили крупнейшую в мире троллейбусную сеть

В 2013 году открылась последняя в городе новая троллейбусная линия, связавшая станцию метро “Юго-Западная” с конечной станцией “Озерная улица” через улицы Покрышкина и Никулинская. Появление линии связано с закрытием конечной станции у метро “Юго-Западная” из-за строительства торгового центра. В ноябре 2013 года в городе был открыт маршрут № 66 от станции метро “Филевский парк” до станции метро “Краснопресненская”, но он был запущен по существующей инфраструктуре.

Началом ликвидации троллейбусов в российской столице можно считать 2014 год, когда был закрыт 4-й троллейбусный парк на Лесной улице в центре города и три маршрута (№ 25, 46 и 75), в следующем году в столице прекратили работу троллейбусы маршрутов № 3к, 35к, 67к, 68, 87, а маршруты № 79к и 95 объединились с маршрутом № 79.

Как московские власти уничтожили крупнейшую в мире троллейбусную сеть

В 2016 году в Москве было закрыто 17 троллейбусных маршрутов (№№ 1, 2, 9, 15, 31, 44, Б, Бк, 3, 10, 39, 47, 79, 1к, 33к, 84, 67), еще пять маршрутов были перенумерованы – № 33 и 62 в № м4, № 16 и 63 в № м7, № 45 в № м8. При этом в 2016 году появился последний новый маршрут № 75 (Новокосино — Ивановское), запущенный по существовавшей с 2006 года служебной линии до Новокосинского автобусно-троллейбусного парка. Это был первый и последний маршрут, который вышел за пределы МКАД. Кстати, при закрытии троллейбусного движения на Садовом кольце в 2016 году городские власти обещали восстановить движение сразу после окончания реконструкции дороги.

В 2017 году в столице прекратил работу 21 троллейбусный маршрут. В феврале был закрыт маршрут №55, в марте – № 29, 29к, в апреле – № 13 и 32, в мае – №71 и 18, в июне – № 51, 86, 88, м8, м7, м7к, 23, в августе – № 78, 26, 63, 48, в октябре – № м4к, 37, в ноябре – № 19. С 1 июля 2017 года была закрыта площадка на Новорязанской улице (бывший 2-й троллейбусный парк), объединенная с августа 2015 года с Новокосинским троллейбусным парком. С 26 августа была закрыта площадка на месте бывшего 7-го троллейбусного парка, которая в последнее время жизни троллейбусов использовалась как место их стоянки перед отправкой в регионы.

Как московские власти уничтожили крупнейшую в мире троллейбусную сеть

На большинство закрытых маршрутов вышли дизельные автобусы, некоторые маршруты были закрыты совсем после изменений трасс существовавших автобусных маршрутов.

В следующем году наступила пауза в закрытии маршрутов. За весь год прекратил работу только маршрут № 56, в то время как по маршруту троллейбуса № 7 были введены ежедневные короткие рейсы № 7к.

Как московские власти уничтожили крупнейшую в мире троллейбусную сеть

Однако в 2019 году закрытие троллейбусных маршрутов ускорилось. В феврале был закрыт маршрут № 12, в марте № 36 (он стал первым маршрутом, который был заменен на электробусы, а не автобусы), в мае – № 80, 7, 11, 17, 34, 34к, 38, 50, в июле – № 76, в августе – № 83, в сентябре – № 14, 42, 41, в ноябре – № 53. С 9 сентября 2019 года была закрыта площадка бывшего 6-го троллейбусного парка, переименованная в филиал “Северо-восточный”, а 11 ноября 2019 года прекратила работу площадка филиала “Центральный” на улице Дениса Давыдова (бывший Филевский автобусно-троллейбусный парк).

За 8 месяцев 2020 года власти Москвы уничтожили все оставшиеся в городе маршруты. В феврале были закрыты маршруты № 24 и 66, в марте – № 6, 11к, 58, 54, 43к, 75, 70к, в апреле – № 81, в мае – № 35, 49, 52, в июне – № 21, 27, 61, 74, 77, 82, 40, 43, 8, 57, 30, в июле – № 4, 65, 85, 22 и 70. Август стал последним месяцем, когда в Москве можно было прокатиться на троллейбусе. 17 августа был закрыт маршрут № 20 и в городе после этого осталось всего шесть маршрутов (№ м4, 28, 59, 60, 64, 72). Все они были закрыты в ночь на 25 августа.

Как московские власти уничтожили крупнейшую в мире троллейбусную сеть
Фото: Instagram / @alexaneonow

Теперь все троллейбусы, среди которых были и современные машины 2016-2017 годов, отправят в российские регионы, где еще остался этот вид транспорта. Пока они хранятся на территории бывшего 7-го троллейбусного парка (на фото выше).

Стоит отметить, что московский троллейбус был закрыт без какого-либо информирования заранее, даже водители узнали о последнем рабочем дне только 24 августа днем. “Эффективные” московские менеджеры решили, что лучше всего троллейбусное движение уничтожить втихую, не привлекая к этому внимания, хотя явно нашлось бы немало пассажиров, пожелавших прокатиться в последний день на этом виде транспорта. Только во вторник после 8:30 утра на сайте “Мосгортранса” появилась информация о прекращении работы шести троллейбусных маршрутов (при том, что на двух маршрутах после передачи их на автобусы и электробусы с раннего утра вторника изменились трассы), а на нескольких остановках объявления повесили только в районе 3 ночи.

Как московские власти уничтожили крупнейшую в мире троллейбусную сеть

Таким образом, сейчас по территории Москвы проходят только маршруты Химкинского троллейбуса № 202 и 203 к станции метро “Планерная” по улицам Свободы и Планерная (протяженность контактной сети на территории Москвы около 1,8 километра), которые обслуживает МУП “Химкиэлектротранс”.

Как московские власти уничтожили крупнейшую в мире троллейбусную сеть

Троллейбусы также работают в подмосковных городах Видное и Подольск.

Как московские власти уничтожили крупнейшую в мире троллейбусную сеть

В самой Москве теперь будет лишь один троллейбусный маршрут, о котором руководство ГУП “Мосгортранс” заявило во вторник утром после полного прекращения троллейбусного движения, чтобы видимо успокоить горожан.

На этом символическом “маршруте” от Комсомольской площади до Новорязанской улицы будут курсировать два ретро-троллейбуса. Маршрут условно можно назвать музейным, так как неподалеку откроется Музей транспорта на месте бывшего 2-го троллейбусного парка, где тоже можно будет увидеть троллейбусы разных лет. В сентябре по маршруту в “Мосгортрансе” обещали начать обкатку, видимо тогда и появится первая информация о точной трассе и времени работы, не исключено, что маршрут будет работать только по выходным и праздничным дням.

Как московские власти уничтожили крупнейшую в мире троллейбусную сеть

В большинстве случаев вместо троллейбусов на маршруты вышли дизельные автобусы, на несколько – газовые, распиаренные властями электробусы работают только на 18 бывших троллейбусных маршрутах – № м4, т7, т14, т17, т21, т25, т34, т34к, т36, т42, т47, т56, т61, т73, т76, т80, т83 и т88.

При этом для обслуживания автобусами бывших троллейбусных маршрутов потребовались дополнительные машины, которые, в том числе, были сняты с других маршрутов, что увеличило интервалы движения в разных частях города. Также на многих автобусных маршрутах, открытых взамен троллейбусов, в первое время интервалы были меньше, чем во время работы “рогатых”, но со временем с маршрутов снимали выходы, что вызвало увеличение интервалов.

Как московские власти уничтожили крупнейшую в мире троллейбусную сеть

По мнению властей города, троллейбусные провода серьезно “портили” внешний вид Москвы, а сами троллейбусы сильно уступали в маневренности и качестве поездке электробусам. Однако стоимость троллейбусов в 1,5-2 раза ниже, чем электробусов и им не нужно заряжаться на конечных, соответственно, выпуск на троллейбусный маршрут требуется меньше (как и количество водителей). Запас хода электробуса составляет около 60 километров, что требует наличие зарядных станций на особо длинных маршрутах в обоих концах. Да и сами зарядные станции занимают не так и мало места.

В троллейбусах также нет опасных для экологии элементов, которыми являются аккумуляторы в электробусах, их еще предстоит утилизировать через несколько лет на первых машинах. Стоит также обратить внимание, что салон электробусов в холодное время отапливается не от аккумуляторов, а от дизельной печки.

Как московские власти уничтожили крупнейшую в мире троллейбусную сеть

Что касается маневренности, то троллейбус легко может ехать со скоростью до 80 километров в час, входить в повороты на скорости потока, а водители могут переводить стрелки без особой потери скорости, но для этого нужно обновлять хозяйство и закупать современную технику, которая в том числе способна следовать без привязки к контактной сети определенное расстояние. По словам бывших водителей, несколько лет назад подобные стрелки начали появляться в городе.

Как московские власти уничтожили крупнейшую в мире троллейбусную сеть

К тому же, никто не мешал властям столицы вводить электробусы в городе постепенно и заменять троллейбусы исключительно на них, а не на автобусы. Сейчас в Москву поставлены 450 электробусов против примерно 2000 троллейбусов, которые были до начала погрома. Если руководство города пошло бы по такому сценарию, троллейбусы еще могли работать в Москве минимум 2-3 года.

Стоит отметить, что власти Санкт-Петербурга (теперь это троллейбусная столица России) не планируют избавляться от троллейбусов, в последнее время они начали закупать троллейбусы с аккумуляторами, которые часть маршрута едут под проводами и заряжаются в это время, а после могут ехать при необходимости на аккумуляторах, например, в центре города. Такие же троллейбусы в мае 2020 года начали курсировать в Подольске по маршруту № 4к.

Как московские власти уничтожили крупнейшую в мире троллейбусную сеть

Троллейбусы по-прежнему курсируют в мире во многих крупных городах, например, в Пекине, Ухане, Тайюане, Ханчжоу, Сан-Паулу, Тегеране, Мехико, Филадельфии, Сиэтле, Сан-Франциско, Бостоне, Алма-Ате, Женеве, Лионе, Минске (теперь в этом городе крупнейшая в мире сеть), Харькове, Киеве, Одессе, Львове, Днепре, Братиславе, Будапеште, Бухаресте, Риме, Милане, Генуе, Неаполе, Афинах, Софии и других. Власти некоторых городов мира,в которых были закрыты троллейбусные системы, сегодня заявляют о перезапуске этого вида транспорта.

Когда мне невмочь пересилить беду,
Когда подступает отчаянье,
Я в синий троллейбус сажусь на ходу,
В последний, в случайный.

Полночный троллейбус плывет по Москве,
Москва, как река, затухает,
И боль, что скворчонком стучала в виске,
Стихает, стихает.

(Булат Окуджава)

Троллейбус всю неделю
По городу катался.
Троллейбус за неделю
Ужасно измотался.
И хочется троллейбусу
В кровати полежать,
Но вынужден троллейбус
Бежать,
Бежать,
Бежать.

Везет,
Ввезет троллейбус
Людей,
Людей,
Людей.
И все его торопят:
– Скорей,
Скорей,
Скорей!
Но сколько ни спешил он
И как он ни старался,
Никто ему спасибо
Сказать не догадался.

Вот снова остановка,
И вот опять бульвар.
Бежит, бежит
Троллейбус,
Спешит, спешит
Троллейбус,
А слезы так и катятся
И катятся из фар.

(Эдуард Успенский)

Оцените статью
MSK News
Добавить комментарий