Госдума приняла во втором и третьем, окончательном чтении закон, которым предлагается установить требования к уровню локализации автомобилей, используемых в качестве такси.
Принятый закон вносит изменения в федеральный закон об организации перевозок легковым такси, который вступил в силу 1 сентября 2023 года.
Первое чтение законопроект прошел в январе 2024 года. Против инициативы выступили представители бизнеса и бизнес-объединения, которые указывали на то, что введение требований к легковым такси замедлит обновление автопарков, создаст проблемы для самозанятых водителей.
Изначально, как отмечает "Интерфакс", предполагалось установить требование, согласно которому для получения разрешения на работу в такси с 1 октября 2025 года легковой автомобиль должен быть признан локально произведенным, то есть соответствующим уровню локализации не менее 3200 локализационных баллов, что сейчас соответствует планке допуска автомобилей к госзакупкам в РФ. Представители бизнеса обращали внимание, что таким высоким требованиям будут фактически соответствовать лишь модели "АвтоВАЗа", а также ограниченный перечень менее массовых марок.
Ко второму чтению законопроект был доработан. Вступление в силу обязательных требований по локализации автомобилей такси было сдвинуто на 1 января 2033 года. При этом с 1 марта 2026 года было предложено ввести другие критерии, которым должны соответствовать допускаемые для работы в такси автомобили.
С 1 марта 2026 года в такси предложено допустить как машины, произведенные в рамках "новых" специнвестконтрактов (СПИК, заключенные с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года), так и в рамках специнвестконтрактов, которые были заключены в период до 1 марта 2022 года и в которых появились новые инвесторы, ранее числившиеся инвесторами или привлеченными лицами в других СПИК.
Кроме того, в такси с 1 марта 2026 года решено допускать и автомобили, произведенные в рамках "новых" СПИК, которые были заключены после 1 марта 2025 года или которые подверглись после 1 марта 2025 года изменениям и по решению правительства РФ были допущены к использованию в такси.
Действие новых требований к автомобилям такси было решено временно не распространять для Калининградской области (до 1 марта 2028 года) и для Дальнего Востока (до 1 марта 2030 года).
Депутаты отдельно проголосовали за новую редакцию ключевого, четвертого, пункта таблицы принятых поправок. В этом пункте приведены описанные выше критерии допуска автомобилей для работы в такси.
Перечень сведений для внесения автомобиля в региональный реестр легковых такси должен включать марку, модель, год выпуска, государственный регистрационный номер автомобиля, идентификационный номер транспортного средства либо идентификационный номер его основного компонента в случае, если указанный автомобиль не имеет идентификационного номера.
При нарушении таких сведений уполномоченный орган обладает правом принять решение об отказе вносить данный автомобиль в реестр.
Ранее во вторник председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что законопроект о требованиях к уровню локализации такси пришлось переработать, так как он был предложен "очень сырым".
"Звучала тема закона такси, действительно законопроект был предложен очень сырой нашими коллегами, и пришлось профильному комитету вместе с профильным министерством, вместе с другими заинтересованными лицами и, самое главное, с представителями сообщества практически переработать от начала до конца", - сказал Володин.