Генпрокуратура требует передать государству холдинг, владеющий "Домодедово"

Транспорт

Претензии Генпрокуратуры РФ к аэропорту "Домодедово" связаны с тем, что бенефициары управляющей компании Дмитрий Каменщик и Валерий Коган имеют, по данным ведомства, иностранные гражданства, сообщает газета "Коммерсантъ" со ссылкой на детали искового заявления.

​​По данным издания, Арбитражный суд Москвы удовлетворил ходатайство Генпрокуратуры и арестовал 100% долей ООО "ДМЕ Холдинг". Суд запретил любые сделки с ними, обязав владельцев обеспечить бесперебойную работу воздушной гавани.

Генпрокуратура в иске требует передать 100% долей в управляющем аэропортом ООО "ДМЕ Холдинг" государству.

По данным надзорного ведомства, в 2024 году Каменщик и Коган решили создать "ложную видимость отсутствия иностранного контроля над стратегическими предприятиями" и запросили в ФАС согласование сделок по передаче стратегических предприятий под контроль "ДМЕ Холдинг". При этом, утверждает Генпрокуратура, они не раскрыли ФАС реальную структуру владения холдингом и скрыли статус Когана как контролирующего лица и сведения о его израильском гражданстве.

В Генпрокуратуре также считают, что Каменщик и Коган "следуют агрессивной политике западных государств по нанесению стратегического поражения Российской Федерации путем причинения ущерба ее экономике". По мнению ведомства, они саботирают модернизацию аэропорта, а выделенные на это деньги "похищаются".

Ведомство сообщает, что Дмитрий Каменщик имеет гражданства Турции и ОАЭ, а Валерий Коган - Израиля.

Обращению в арбитраж, по данным издания, предшествовала проверка структур, работающих в "Домодедово", которая заняла несколько месяцев. Среди прочего изучался порядок приватизации, выделения земель, строительства объектов и сделки с активами.

Иск и заявление об обеспечительных мерах надзорного ведомства был подан в Арбитражный суд Московской области 28 января. В ответчиках - Каменщик, Коган, а также 30 компаний, включая те, что участвуют в управлении аэропортом. Суд принял заявления Генпрокуратуры к производству, заседание по делу назначено на 28 февраля.

Как сообщает "Коммерсантъ", в иске сообщается, что с 2002 по 2016 год компания DME Ltd, владеющая аэровокзальным комплексом "Домодедово", принадлежала гражданам острова Мэн: Джейн Элизабет Петерс (63,74%) и Шону Фергюссону Кэйрнсу (36,26%). В октябре 2016 года 100% DME Ltd были приобретены компанией Alamo Ltd, зарегистрированной на Мальте. Ее владельцем с 23 марта 2016 года по 22 декабря 2017 года являлась трастовая компания Alamo (Trustee) CY Limited (Республика Кипр), бенефициаром которой выступал Каменщик. Однако владельцем "Домодедово", как утверждается, выступал не только он, но и Коган, получавший через Каменщика дивиденды от деятельности DME Ltd.

При этом Каменщик и Коган, считают проверяющие, нарушали ФЗ №57 "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Он запрещает иностранным резидентам, не имеющим специального разрешения правительства РФ, владеть стратегическими предприятиями.

В декабре 2016 года ответчики, как сообщается в иске, "в целях блокирования деятельности органов государственного контроля РФ за своей противоправной деятельностью" решили перевести активы предприятий "Домодедово" в фонды, зарегистрированные в Нидерландах и на Мальте. В результате владельцами 90% акций DME Ltd стал DME Stichting Administratiekantoor (Амстердам), а еще десяти - Atlant Foundation из Валетты (Мальта). Учредителем фондов выступил Каменщик. Членами совета директоров первого фонда являются граждане Голландии и Испании, с которыми по уставу он должен согласовывать свои решения.

В 2024 году Каменщик и Коган, как уверяется в иске, решили создать "ложную видимость отсутствия иностранного контроля над стратегическими предприятиями". Для этого они обратились в ФАС России с ходатайствами о согласовании сделок по передаче стратегических предприятий под контроль ООО "ДМЕ Холдинг". Его учредителями являются Каменщик (1%) и подконтрольное ему АО "Аламо Холдинг" (99%).

Генпрокуратура утверждает, что ответчики не раскрыли перед ФАС реальную структуру владения холдингом, скрыв статус Когана как контролирующего компании "Домодедово" лица и сведения о его израильском гражданстве. Антимонопольному органу также не были представлены сведения об установлении над холдингом контроля кредитора в лице DME Airport Designated Activity Company (Республика Ирландия). Им были приобретены еврооблигации "Домодедово-2028-евро" на сумму более $450 миллионов со сроком погашения до февраля 2028 года.

В итоге "введенные в заблуждение" правительственная комиссия и ФАС согласовали Каменщику и Когану сделки по переходу прав к ООО "ДМЕ Холдинг", которые были совершены осенью 2024 года. По версии Генпрокуратуры, ООО по-прежнему фактически находится под иностранным контролем. Генпрокуратура требует признать все эти сделки ничтожными, а акции "ДМЕ Холдинга" передать государству.

При этом бенефициарам "Домодедово" может грозить и уголовное разбирательство. По данным надзорного ведомства, под видом дивидендов от деятельности DME Ltd в 2022-2023 годах бенефициарами "на личные нужды" было выведено более 600 миллионов рублей. С января 2021 по ноябрь 2023 года перечислено более 30 миллиардов рублей юридическим лицам, выступившим гарантами по еврооблигациям. Прокуратура не исключает, что речь идет не только о деньгах холдинга "Домодедово", но и о бюджетных, которые выделялись на развитие аэропорта.

В пресс-службе аэропорта "Домодедово" ранее в среду сообщили, что на предприятии "строго соблюдаются все требования российского законодательства". Источник "Коммерсанта", близкий к бенефициарам аэропорта, утверждает, что Каменщик получал документы зарубежных стран "вынужденно", чтобы осуществлять бизнес-деятельность за рубежом. При этом он давно отказался от иностранного подданства, поставив об этом в известность контролирующие органы. По его словам, у Когана вообще не было никогда иностранного гражданства.

Вопрос о передаче "Домодедово" государству поднимали после теракта в 2011 году, когда в аэропорту погибли 37 человек. Тогда в отношении Каменщика возбудили уголовное дело по статье об оказании услуг, не отвечающих безопасности. Но Генпрокуратура посчитала уголовное преследование Каменщика незаконным. В итоге дело в отношении него закрыли.

Днем рождения аэропорта "Домодедово" считается 7 апреля 1962 года, когда вышел приказ начальника Главного управления гражданского воздушного флота об образовании воздушной гавани. 25 марта 1964 года из аэропорта вылетел первый пассажирский рейс по маршруту Москва - Свердловск. 20 мая 1965 года состоялось открытие аэровокзального комплекса. Регулярные пассажирские рейсы начали осуществляться в 1966 году. В 1992 году аэропорт получил статус международного.

С начала 90-х годов аэропорт в результате приватизации перешел под контроль компании "Ист Лайн", созданной уральскими предпринимателями Антоном Баковым и Дмитрием Каменщиком. Баков вышел из бизнеса в 1994 году.

В 1996 году Каменщик предложил "Домодедовскому производственному объединению гражданской авиации" (ДПО ГА) профинансировать постройку нового терминала в обмен на долю в нем. Позднее ДПО ГА и фирма Каменщика создали совместное предприятие. После нескольких разделений и банкротств компаний "Ист Лайн" выкупила государственную долю аэровокзала, а в начале 2000-х имущество было перерегистрировано на кипрский офшор. Сам аэровокзальный комплекс в аренду на 75 лет за 3,2 миллиона рублей взяли фирмы, связанные с "Ист Лайн".

В 2003 году совершались попытки оспорить законность заключения договоров. ГУП "Администрация аэропорта Домодедово" подавало в суд иск о признании сделки ничтожной, так как предприятие было создано для управления имуществом, а не для сдачи в аренду. Спустя два года это же пыталось сделать Росимущество. Однако у обоих структур ничего не получилось. Позднее удалось прийти к мировому соглашению, согласно которому аренда увеличилась до 92 миллионов рублей в год с возможностью ее пересмотра каждые пять лет.

Оцените статью
MSK News
Добавить комментарий