Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

Транспорт

Последние девять станций Большой кольцевой линии (БКЛ) московского метро откроются в среду после официальной церемонии во второй половине дня.

Планируется, что официальная церемония открытия пройдет на станции метро "Сокольники" примерно в 13:30-14:00 с участием мэра Москвы Сергея Собянина. В онлайн-формате в открытии примет участие президент РФ Владимир Путин, ради которого дату открытия перенесли на день. Вскоре после окончания церемонии станции станут доступны для всех пассажиров.

Как стало известно порталу MSK News, Собянин на церемонии должен объявить о бесплатном проезде на всей линии до 3 марта включительно.

Сейчас для пассажиров открыта большая часть линии. Пассажирам доступны станции от "Савеловской" до "Каховской" с ответвлением в "Деловой центр". С 20 февраля в составе БКЛ работает также участок "Электрозаводская" - "Нижегородская". БКЛ по рабочим дням уже пользуются около 600 тысяч пассажиров. Самые популярные станции - "Каховская" (более 76 тысяч человек в день) и "Савеловская" (56 тысяч человек).

В первый день весны для пассажиров на БКЛ метро заработают станции "Кленовый бульвар", "Нагатинский Затон", "Печатники", "Текстильщики", "Сокольники", "Марьина Роща", "Рижская", "Варшавская" и "Каширская" (последние две после реконструкции). Таким образом, движение с пассажирами будет осуществляться по всей линии в обоих направлениях.

После открытия в продажу поступят тематические карты "Тройка", посвященные каждой новой станции. В отличие от традиции прошлых лет, приобрести карты можно будет только в сувенирных магазинах московского метро, а также, вероятно, на сайте магазина метро. Тираж каждой карты составит 3000 экземпляров, а цена - 120 рублей. Кроме того, в кассах открываемых станций Большой кольцевой линии будут продавать тематические карты "БКЛ и МЦК - два сердца столицы", их можно будет приобрести за 80 рублей плюс минимум 50 рублей надо положить на счет. При этом продажа может начаться как в день открытия, так и после того как проезд на линии вновь станет платным.

Рекорды

Длина БКЛ метро после замыкания по данным городских властей с учетом ответвления до станции "Деловой центр", веток в депо и служебно-соединительных превысит 70 километров. При этом протяженность тоннелей самой кольцевой линии составит примерно 57,5 километра, на ней будет 29 станций. Временно на БКЛ останется движение поездов на участке "Савеловская" - "Деловой центр" (9 пар в час), осенью 2023 года планируется закрытие данного участка для проведения работ по соединению его со строящейся Рублево-Архангельской линией, именно в составе этой линии и будут в будущем работать станции "Деловой центр" и "Шелепиха". Таким образом, временно в составе БКЛ пока будет 31 станция.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

Стоит отметить, что БКЛ станет самой протяженной линией метро в мире среди колец. Длина второй кольцевой линии в пекинском метро (линия 10) составляет 57,1 километра. Это нынешний мировой лидер по протяженности кольцевых линий. При этом на линии имеется 45 станций против 29 в Москве. Помимо Пекина и Москвы вторая кольцевая линия есть в Мадриде (линия 12), ее длина составляет 40,96 километра, она проходит через пригороды города, на ней расположены 28 станций.

Самой протяженной в мире является линия 6 в метрополитене Чэнду, ее длина 68,2 километра. Длина участка от "Хорошёвской" до "Делового центра" составляет около 7 километров. Таким образом, временно длина БКЛ составит примерно 64 километра если считать именно протяженность участков, на которых есть пассажирское движение. Поэтому даже на первое время БКЛ не будет являться самой длиной линией в мире. Второй по длине в мире является линия 18 в метро Гуанчжоу (58,3 километра), третьей - линия 3 в этом же городе (57,9 километра).

Время проезда по всей Большой кольцевой линии составит 87 минут 45 секунд. На линии будут работать поезда "Москва-2020", а на участке "Савеловская" - "Деловой центр" в первое время, скорее всего, составы "Москва-2019" из депо "Руднево".

Минимальный интервал движения по кольцу составит 2 минуты 15 секунд. Сократить его можно будет только после закрытия ответвления к "Деловому центру".

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

Обслуживать и ремонтировать поезда на БКЛ метро, а также обеспечивать место отстоя будут электродепо "Замоскворецкое" и "Нижегородское" (уже действуют), а в скором времени и "Аминьевское" на западе столицы. Всего на линии в скором времени будут работать около 100 составов.

Как прогнозируют власти города, ввод БКЛ в эксплуатацию улучшит транспортное обслуживание 34 районов Москвы с населением 3,3 миллиона человек, из которых 1,18 миллиона человек проживают в пешей доступности от станций метро.

После запуска движения по линии со станций БКЛ пассажиры смогут сделать пересадку на 20 станций и 11 других линий метро, три пересадки на Московское центральное кольцо (МЦК), восемь пересадок на МЦД, 13 пересадок на линии железной дороги.

"Кленовый бульвар"

Станция "Кленовый бульвар" с береговыми платформами расположена в районе Нагатинский Затон вдоль Коломенской улицы у примыкания к ней Кленового бульвара. В перспективе здесь появится пересадка на Бирюлевскую линию метро.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

В непосредственной близости от станции находится музей-заповедник "Коломенское". Трассировка линии выбрана так, чтобы станция размещалась за пределами парка, а тоннели прошли под его периферийной территорией, не затрагивая центральную часть с наиболее ценными объектами.

Архитектурно-художественный облик станции был разработан победителем международного конкурса архитектурным бюро ARCHSLON. Спокойный и лаконичный дизайн передает образ ключевого объекта местности - музея-заповедника "Коломенское". Пластика свода потолка платформы создает узнаваемый силуэт, характерный для традиционных элементов русского зодчества, визуально удваиваясь в зеркальной части отделки стен. Интерьер подземного вестибюля выдержан в черно-белой гамме. В отделке стен использованы мрамор, габбро и металлические панели на колоннах и арках. На потолке установлены световые перфорированные панели.

В зоне обслуживания станции находится район Нагатинский Затон с населением более 120 тысяч человек, в том числе в пешей доступности проживают 35 тысяч человек.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

По оценкам, к 2025 году пассажиропоток транспортно-пересадочного узла (ТПУ) "Кленовый бульвар" (станция метро и остановки наземного транспорта) составит свыше 32 тысяч человек, в том числе станции БКЛ - около 23,5 тысячи человек.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

Стоит отметить, что в первое время к станции не будет проезда на личном или общественном транспорте. Дорогу до вестибюля от перекрестка улиц Коломенская, Затонная и Речников еще не восстановили, ее открытие ожидается весной. При этом из-за строительства пересадки не будет восстановлено сквозное движение между Коломенской улицей, Кленовым бульваром и улицей Новинки. А в будущем из-за строительства станции Бирюлевской линии, скорее всего, перекроют Кленовый бульвар от улицы Новинки до Судостроительной улицы.

"Нагатинский Затон"

Станция расположена в одноименном районе Москвы вдоль Коломенской улицы (рядом с домами 3 и 5). Это станция мелкого заложения с двумя береговыми платформами, объединенными переходными мостиками, с которых можно выйти к эскалаторам, ведущим в подземный вестибюль.

Единственный вестибюль станции обеспечит выход пассажиров на Коломенскую улицу, к остановкам наземного транспорта и жилой застройке.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

Дизайн станции выбран в ходе открытого международного конкурса, победителем которого стало московское архитектурное бюро Za Bor Architects. Основная идея оформления интерьера заключается в попытке использовать объект транспортной инфраструктуры в качестве музея, посвященного обитателям рек Московского региона и Нагатинского затона в частности. На станции смонтировали 12 мозаичных панно с изображением леща, карася, ротана, щуки, уклейки, окуня, судака и других рыб. Они изготовлены из натурального камня и смальты.

На потолках перронных залов станции, в залах кассового узла и на сводах эскалаторных тоннелей установлены алюминиевые композитные панели белого цвета. В облицовке стен залов и путевых стен использован мрамор белого цвета и габбро. Полы облицованы гранитом.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

Открытие станции "Нагатинский Затон", как ожидается, улучшит транспортное обслуживание более чем 120 тысяч жителей одноименного района, из которых 15 тысяч человек проживают в пешей доступности от нее. В 2023-2024 годах к станции планируется построить пешеходный мост через залив от жилого комплекса "Ривер Парк", его возведение уже началось.

К 2025 году пассажиропоток ТПУ "Нагатинский Затон" (станция метро и остановки наземного транспорта) составит около 18 тысяч человек, в том числе станции БКЛ - около 16,7 тысячи.

"Печатники"

Станция находится в одноименном районе на юго-востоке Москвы на пересечении улиц Гурьянова и Шоссейной. С нее можно сделать пересадку на одноименные станции Люблинско-Дмитровской линии метро и МЦД-2, куда ведет пешеходная галерея, созданная по принципу "сухие ноги".

"Печатники" - станция мелкого заложения с береговыми платформами и двумя вестибюлями. Пассажиры могут выйти на улицы Шоссейную и Гурьянова, к жилой и общественной застройке, остановкам наземного транспорта.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

Интерьер станции выдержан в черно-белой цветовой гамме. У эскалаторов и лестниц переходного моста находятся колонны, выполненные в виде композиции из двух букв "П". В торцах станции разместили скамейки в форме перевернутых букв "П".

Станцией будут пользоваться жители районов Печатники, Люблино и Текстильщики. В них проживают более 360 тысяч человек, в том числе 49 тысяч горожан - в пешей доступности.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

К 2025 году пассажиропоток ТПУ "Печатники", куда входят две станции метро, станция МЦД-2 и остановки наземного городского транспорта, составит около 52 тысяч человек. Только станция БКЛ будет принимать около 12,2 тысячи пассажиров.

"Текстильщики"

Станция находится между Шоссейной улицей и путями МЦД-2, с нее можно сделать пересадку на одноименные станции Таганско-Краснопресненской линии и МЦД-2 (пока через улицу).

Это станция мелкого заложения с двумя береговыми платформами и двумя вестибюлями, обеспечивающими выход на Шоссейную улицу, к станции МЦД-2 и остановкам наземного транспорта.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

Основным декоративным элементом станции стал двухуровневый потолок, визуально напоминающий вязальный или ткацкий станок - отсылка к названию станции. В отделке платформенной части и вестибюлей станции использовали натуральные природные материалы. Полы выложены гранитом светло-серого цвета, стены - мрамором светлых оттенков и металлическими панелями. Входные павильоны выполнены в белом, сером и синем цветах.

В зоне обслуживания станции находятся районы Текстильщики и Печатники с населением свыше 190 тысяч человек, 49 тысяч из них проживают в пешей доступности.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

Станция "Текстильщики" войдет в состав одного из крупнейших ТПУ города. Планируется, что к 2025 году пассажиропоток транспортно-пересадочного узла, куда входят две станции метро, станция МЦД-2 и остановки наземного городского транспорта, составит около 145 тысяч человек, а станции БКЛ - порядка 20,8 тысячи человек.

"Сокольники"

Станция расположена у главного входа в исторический парк культуры и отдыха (ПКиО) на Сокольнической площади между улицами Русаковской и Сокольнический Вал.

Станция колонного типа, мелкого заложения, находится на глубине около 30 метров. В основе художественного решения станции - плакаты, посвященные строительству первых станций Московского метрополитена. Художественные композиции размещены на светоотражающих панелях потолка. Путевые стены превращены в большое декоративное панно.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

В отделке станции использованы серый мрамор, серый и черный гранит. Подвесной потолок выполнен из алюминиевых трехслойных панелей и реечных конструкций, а детали светильников, барьеры, ограждения и поручни - из нержавеющей стали.

Станция имеет два вестибюля, через которые пассажиры смогут сделать пересадку на одноименную станцию Сокольнической линии или выйти к Песочному и Сокольническому переулкам, ПКиО "Сокольники" и Русаковской улице.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

Переходов между станциями два - в вестибюле и в торце платформенной части действующей станции.

"Рижская"

Станция "Рижская" БКЛ расположена под проспектом Мира с выходом на Рижскую площадь и пересадкой на одноименную станцию Калужско-Рижской линии. Станция глубокого заложения с одной островной платформой строилась закрытым (горным) способом на глубине 62 метра.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

"Рижская" войдет в состав одного из крупнейших пересадочных узлов Москвы, который объединит станции Большой кольцевой и Калужско-Рижской линий метро, МЦД-2. В перспективе здесь также пройдут линии МЦД-3 и МЦД-4, а также, возможно, МЦД-5 в тоннельном исполнении.

Дизайн станции "Рижская" - наряду со станциями "Марьина Роща" и "Сокольники" - выбран по итогам международного архитектурного конкурса. Автором проекта стало архитектурное бюро Blank Architects. Основной архитектурный элемент станции - арочные порталы из нержавеющей стали. Платформу украшают 16 металлических арок высотой до четырех метров со встроенной подсветкой.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

Для отделки станции использован классический для московского метро гранит. Завершает общую композицию свод над путями и путевая стена без облицовки, на которой разместили название станции и схемы линии. В центральном зале вдоль пилонов станции установлены скамьи.

"Марьина Роща"

Станция располагается в одноименном районе на северо-востоке Москвы вдоль 3-го проезда Марьиной Рощи. Расположенная на уровне 72 метров под землей станция войдет в топ-3 самых глубоких станций Московского метрополитена с самым длинным эскалатором - 130 метров.

Станция строилась закрытым способом. Единственный вестибюль станции обеспечит выход пассажиров на Шереметьевскую улицу и 2-ю улицу Марьиной Рощи, к жилой и общественной застройке, а также остановкам наземного транспорта.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

Новая "Марьина Роща" станет частью крупного транспортно-пересадочного узла, объединяющего Люблинско-Дмитровскую и Большую кольцевую линии метрополитена, МЦД-2 (станция откроется 2 марта в 4:30 утра), перспективный МЦД-4, а также наземный транспорт.

В основе дизайна станции - эстетика фарфора. Колонны выпуклой формы напоминают пузатые фарфоровые чайники. Мраморные плиты словно покрыты мелкими трещинами, что создает эффект старины. Пол выложен гранитом. Потолок на станции сводчатый, его сделали из максимально бесшовных панелей. Благодаря спрятанной архитектурной подсветке потолок будет казаться бесконечным.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

На потолках входного павильона разместили перфорированные панели, которые облегчили установку систем вентилирования, кондиционирования и подачи тепла. Вестибюль украсили шары диаметром 2,5 метра. В качестве основного материала использовалась полированная нержавеющая сталь, а вместо стен - панорамные стекла.

"Варшавская"

Станция расположена на границе районов Москворечье-Сабурово и Нагорного на пересечении Чонгарского бульвара и Варшавского шоссе. Была открыта 11 августа 1969 года в составе участка "Автозаводская" - "Каховская" Горьковско-Замоскворецкой линии, 20 ноября 1995 года в составе участка "Каширская" - "Каховская" стала частью отдельной Каховской линии. Закрыта с 26 октября 2019 года на реконструкцию.

Это колонная трехпролетная станция мелкого заложения с одной островной платформой. Станция построена по стандартному проекту: два ряда по 38 колонн, шаг колонн - 4 метра. Глубина заложения - 9 метров.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

Путевые стены были отделаны белой с голубым отливом керамической плиткой, а также коваными изображениями Варшавы. Пол вестибюлей облицован светло-серым шимановским гранитом, стены - белым саянским мрамором, лабрадоритом и габбро темного оттенка.

На станции два подземных вестибюля. Из западного вестибюля два выхода будут вести из подземного перехода на две стороны Чонгарского бульвара, из восточного вестибюля - на Варшавское шоссе, в торговый центр "Варшавский", а также на две платформы остановочного пункта "Варшавская" Павелецкого направления Московской железной дороги и к Каширскому проезду.

В ходе реконструкции исторический облик станции максимально сохранили, включая чеканные панно с изображения Варшавы. Рисунок исторических панно использован в облицовке колонн вестибюлей.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

Специалисты модернизировали инфраструктуру, заменили инженерные коммуникации, рельсы, облицовку стен и платформы. Были также реконструированы выходы из метро. В частности, выход в сторону Чонгарского бульвара оформлен в виде стеклянного павильона и украшен перфорированными панелями, имитирующими огни города.

Станция обслуживает районы Нагатино-Садовники, Москворечье-Сабурово и Нагорный, где проживают 243,6 тысячи человек, 76,1 тысячи из которых - в пешей доступности от метро.

К 2030 году, когда откроется МЦД-5, пассажиропоток ТПУ "Варшавская", включая станцию метро и МЦД-5, а также маршруты наземного транспорта, превысит 69 тысяч человек. Станцией БКЛ ежедневно будут пользоваться около 42 тысяч человек.

"Каширская"

Колонная трехпролетная станция мелкого заложения находится на пересечении улицы Маршала Шестопалова и Каширского шоссе. Была открыта 11 августа 1969 года. Ее возвели по типовому проекту, популярному в 1960-1970-х годах. Она будет обеспечивать кросс-платформенную пересадку на одноименную станцию Замоскворецкой линии метро после возобновления движения по ней.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

В ходе реконструкции специалисты максимально сохранили исторический облик станции, включая восемь оригинальных панно-барельефов скульптора Зои Ветровой, среди которых "Линия электропередачи", "Планеты и спутник", "Дома и метрополитен", "Гидроэлектростанция" и другие. Они украшают путевые стены станции.

При этом инфраструктуру модернизировали: заменили инженерные коммуникации, рельсы, облицовку стен и платформы. На станции обновили оборудование с учетом современных технологий.

Стены платформенной части облицованы саянским мрамором и лабродоритом. Пол покрыт сибирским гранитом и габбро. Также обновили вестибюли. Для облицовки стен использовали саянский мрамор, для цоколя - темный сибирский гранит.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

Станцией смогут пользоваться жители районов Москворечье-Сабурово, Нагатино-Садовники и Нагатинский Затон - это 284 тысячи человек, 9000 из них проживают в пешей доступности от "Каширской".

Планируется, что к 2025 году пассажиропоток ТПУ "Каширская", куда входят две станции метро и маршруты наземного городского транспорта, превысит 90 тысяч человек, а станцией БКЛ будут пользоваться около 22 тысяч человек в сутки.

Что пока не откроется

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

При этом ряд вестибюлей станций на линии работать пока не будут. В частности, "Каширская" откроется только с западным вестибюлем (рядом с ТЦ "Москворечье"). Восточный вестибюль из-за продолжающихся строительных работ заработает приблизительно вместе с возобновлением движения по всей Замоскворецкой линии (май 2023 года).

На "Кленовом бульваре" пока будет один единственный вестибюль, два других выхода появятся только после окончания строительства пересадочного узла на Бирюлевскую линию.

На станции "Печатники" пока также будет один единственный вход. Объединенный вестибюль со станцией Люблинско-Дмитровской линии на улице Гурьянова заработает позже, его строительство в последнее время заброшено, скорее всего, работы возобновятся после освобождения рабочих, которые были заняты на достройке другого входа.

На "Рижской" пока не будет второго вестибюля, ведущего к станциям МЦД. Его строительство не начиналось, поэтому сроков окончания работ нет.

Кроме того, на некоторых уже работающих станциях по-прежнему не будут доступны некоторые вестибюли. Так, на "Кунцевской" в будущем планируется открыть прямую пересадку на станцию МЦД-1. Подземный переход был проложен под улицей Ивана Франко и путями МЦД-1, его открытие состоится после завершения реконструкции железнодорожной станции, сроки работ на которой не анонсировались.

Не работают также уже готовые выходы на станции "Аминьевская" через Аминьевское шоссе к ЖК "Матвеевский парк". Вполне вероятно, что их откроют в среду или в ближайшие дни.

Не открыт также западный вестибюль станции "Новаторская" с выходами на обе стороны Ленинского проспекта. При этом сам вестибюль достроен и будет открыт вместе с одноименной станцией Троицкой линии. Однако подземный переход под Ленинским проспектом с выходом на четную сторону еще не построен.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

На станции "Зюзино" не начинались работы по строительству дополнительных выходов из западного вестибюля на обе стороны Севастопольского проспекта. После открытия участка в декабре 2021 года данные вестибюли обозначались на схемах станции как планируемые, однако работы в итоге не начались и информации о сроках их открытия нет.

Не открыта также вторая пересадка между станциями "Каховская" и "Севастопольская". Работы на объекте ведутся давно, изначально дополнительную пересадку с новым вестибюлем планировалось открыть вместе с обновленной станцией, потом сроком завершения работ назывался 2022 год. Сейчас информации о сроках открытия второй пересадки нет.

Второй вестибюль пока будет недоступен на станции "Авиамоторная". Однако работы по его строительству близятся к завершению, открыть его могут в мае-июне 2023 года.

На открываемом участке БКЛ метро не будет в первое время прямой пересадки на станции "Текстильщики". Однако быструю и бесплатную пересадку можно совершить через улицу из вестибюля №8 в вестибюль №6 Таганско-Краснопресненской линии (придется по улице пройти около 20 метров). При проходе через турникет повторная плата за проезд списана не будет.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

Надземный мост, который обеспечит прямую пересадку между двумя станциями метро, только начинают строить, открыть его планируют в декабре 2023 года, но существует высокая вероятность переноса на 2024 год. При этом данная пересадка будет занимать больше времени по сравнению с той, которая будет на начальном этапе. В 2024 году также введут в эксплуатацию вестибюль, откуда можно будет пройти на платформы МЦД-2. Его соединят с существующим наземным переходом. Саму станцию МЦД-2 "Текстильщики" также планируется реконструировать.

Кроме того, по-прежнему не будет прямой пересадки на станциях "Авиамоторная" и "Электрозаводская". Открыть подземные пересадки на данных станциях планируется в течение 2023 года.

История БКЛ

Первый участок Большой кольцевой линии формально был открыт 11 августа 1969 года в составе Горьковско-Замоскворецкой линии - это станции "Каширская", "Варшавская" и "Каховская". Строительство второй кольцевой линии было предусмотрено еще по Генеральному плану Москвы 1971 года, при этом первые проекты были еще в 50-х годах.

Тогда планировалось, что в состав кольца помимо этих трех станций войдет участок Кировско-Фрунзенской линии (сейчас Сокольнической) "Черкизовская" - "Улица Подбельского", который был введен в эксплуатацию 1 августа 1990 года. При этом сама Сокольническая линия должна была в будущем пойти вдоль Щелковского шоссе в сторону МКАД. Также в советское время были созданы заделы под пересадку на будущее кольцо на станциях "Проспект Вернадского", "Октябрьское поле" и "Кузьминки".

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

Трассировка линии неоднократно менялась в Генпланах и проектах. Так, на севере предлагалось включить часть МК МЖД (будущее МЦК) в БКЛ. Другой вариант предлагал трассу, приближенную к МКАД. В частности, частью линии могли стать участки "Первомайская" - "Щелковская", "Домодедовская" - "Алма-Атинская" и "Щукинская" - "Планерная".

Однако проект второго кольца был отложен на неопределенный срок в связи с необходимостью строительства радиальных линий в новые районы Москвы в пределах МКАД. Во второй половине 80-х годов был проект создания четырех хордовых линий (изначально про хорды заговорили еще в 60-х годах как альтернатива второй кольцевой). В 1985 году городские власти сделали выбор в пользу кольцевой линии. При этом из-за недостатка ресурсов к реализации проекта не приступали.

В 1989 году по нарисованной схеме кольцо должно было пройти от "Варшавской" на юг и через районы Москворечье-Сабурово, Люблино и Кузьминки подойти к "Черкизовской".

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

Во второй половине 2000-х годов было предложено вернуться к проекту хордовых линий, расположенных в центральной части на расстоянии 1-3 станций от существующей Кольцевой линии. Ходынская линия задумывалась как первый участок, проходящий от "Выставочной" через станции "Полежаевская" и "Динамо" к "Савеловской". Тогда в городе появилось название "Третий пересадочный контур" (второй - первая Кольцевая линия, первый - станции внутри нее).

Именно в те годы начали проектировать участок "Савеловская" - "Деловой центр", во многом для решения транспортных проблем "Москва-Сити" и застраиваемой территории Ходынского поля. В 2008 году "Метрогипротранс" показывал различные варианты решения проблемы одновременного присутствия Третьего пересадочного контура и БКЛ.

После смены власти в Москве департамент строительства города предлагал временную "склейку" БКЛ с Некрасовской линией. В то же время обсуждалась идея разделения кольца на хордовые линии. В частности, в феврале 2011 года сообщалось, что Некрасовская линия после постройки станет составной частью новой линии и будет состыкована с ней на станции "Нижегородская".

В октябре 2011 года "Метрогипротранс" представил план по объединению проектов Третьего пересадочного контура и Большого кольца, по которому северная часть Третьего пересадочного контура будет объединена с южной частью БКЛ путем поглощения Каховской линии.

Годом позже родился фактически ныне реализованный проект БКЛ. Властями города совместно с ОАО "РЖД" было решено запустить пассажирское движение по МК МЖД, а поскольку МЦК отдалено от центра города на севере и приближено к нему на юге, БКЛ должна была компенсировать это.

По планам 2014 года Большая кольцевая линия планировалась в виде кольца с ответвлениями в сторону "Делового центра" и "Некрасовки". Однако в сентябре этого же года решение было окончательно принято в пользу кольцевого движения. Временное хордовое движение планировалось тогда запустить от "Некрасовки" до "Делового центра" через северный участок БКЛ, т.к. считалось, что его построят раньше, чем южный. Был также проект временного движения от "Некрасовки" до "Рассказовки".

Летом 2011 года первую очередь линии планировалось построить к 2014 году. В следующем году открытие первого участка перенесли на декабрь 2015 года, а всю линию предполагалось полностью открыть к 2019 году. В августе 2015 года новым сроком открытия первого участка был назван 2017 год.

В итоге первый участок БКЛ был запущен 26 февраля 2018 года с пятью станциями - "Деловой центр", "Шелепиха", "Хорошёвская", "ЦСКА" и "Петровский парк". При этом срок завершения строительства всей линии тогда сместился на 2021-2022 годы. 30 декабря 2018 года линия была продлена от "Петровского парк" до "Савеловской". Тогда участок до станции "Шелепиха" временно эксплуатировался поездами БКЛ (до "Делового центра") и Солнцевской линии.

27 марта 2020 года был открыт участок Некрасовской линии от станции "Косино" до станции "Лефортово". Временно в состав Некрасовской линии был включен участок с двумя станциями БКЛ - "Авиамоторная" и "Лефортово". А 31 декабря линия была продлена до станции "Электрозаводская".

12 декабря 2020 года в связи с подготовкой к открытию участка БКЛ до станции "Мнёвники" прекратилась совместная эксплуатация БКЛ и Солнцевской линии участка "Савеловская" - "Деловой центр". Конечной на Солнцевской линии стала другая станция "Деловой центр", за которой ввели оборотные тупики, что позволило сократить интервалы на Солнцевской линии.

1 апреля 2021 года на БКЛ были открыты станции "Народное Ополчение" и "Мнёвники". При этом на линии возникло вилочное движение: "Савеловская" - "Хорошёвская" - "Мнёвники" (линия 11) и "Савеловская" - "Хорошёвская" - "Деловой центр" (линия 11А).

7 декабря 2021 года для пассажиров заработал западный участок Большой кольцевой линии от станции "Мнёвники" до станции "Каховская", включающий девять новых станций - "Терехово", "Кунцевская", "Давыдково", "Аминьевская", "Мичуринский проспект", "Проспект Вернадского", "Новаторская", "Воронцовская" и "Зюзино", а также станцию "Каховская" после реконструкции.

На БКЛ участки тоннелей от "Аминьевской" до "Мнёвников" и от "Текстильщиков" до "Каширской" сделаны двухпутными (их проходка осуществлялась щитами диаметром 10 метров), на остальных участках - однопутными.

Наземный транспорт

Как сообщалось ранее, автобусные маршруты на востоке, юго-востоке и юге столицы изменятся после открытия последних станций Большой кольцевой линии метро. Изменения произойдут с утра 1 марта.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

Возле станции метро "Сокольники" будет восстановлено движение маршрутов № 75, 78, 265, 716, 975 по Сокольнической площади между Дворцом спорта "Сокольники" и улицей Стромынка. В результате автобусы будут подъезжать непосредственно к станции метро. Кроме того, маршруты № 40, 140 и с633 продлеваются по Сокольнической площади от ПКиО "Сокольники" до станции метро "Сокольники".

Маршрут № т41 (Уссурийская улица - Станция метро "Комсомольская") станет электробусным. При этом на нынешний маршрут электробуса № т83 (Уссурийская улица - Станция метро "Преображенская площадь) выйдут автобусы.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

Будет организован новый маршрут автобуса № с604 от Дворца спорта "Сокольники" до станции метро "Семеновская". Маршрут поедет через Сокольническую площадь, станцию метро "Сокольники", далее по улицам Стромынка, Преображенская, Электрозаводская, через станцию метро "Электрозаводская", по Большой Семеновской улице.

Изменятся также три автобусных маршрута в районах Лефортово и Нижегородский. Автобусы маршрута № 59 между станцией метро "Авиамоторная" и платформой "Нижегородская" поедут через Авиамоторную и 5-ю Кабельную улицы без заезда по шоссе Фрезер к платформе "Андроновка".

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

На другом конце маршрут № 59 от улицы Ухтомская до станции метро "Электрозаводская" проследует по Гольяновской улице и Семеновской набережной вместо Госпитального и Семеновского Валов. На Гольяновской улице появится остановка, еще одна будет организована на Семеновской набережной рядом с вестибюлем станции метро "Электрозаводская" БКЛ. В обратном направлении автобусы поедут без изменений через улицы Большая Семеновская и Семеновский вал.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

Маршрут автобуса № 759 между станцией метро "Авиамоторная" и платформой "Нижегородская" проследует через улицу Пруд-Ключики, платформу "Андроновка", шоссе Фрезер. Путь от шоссе Фрезер до станции метро "Авиамоторная" станет быстрее на 8 минут, а улица Пруд-Ключики будет связана со станцией метро "Авиамоторная" напрямую.

При этом маршрут № 987 между остановкой "Карачарово" и Авиамоторной улицей проследует в обоих направлениях через 1-ю Фрезерную улицу, платформу "Андроновка", шоссе Фрезер, с заездом к платформе "Нижегородская", а также через 5-ю Кабельную улицу.

Большая кольцевая линия метро откроется полностью в среду

Еще одно небольшое изменение будет введено в районе Нагатинский Затон. Для посадки и высадки электробусный маршрут № с811 будет подъезжать к вестибюлю станции метро "Нагатинский Затон". Таким образом, у жителей на Коломенской набережной появится возможность подъезда непосредственно ко входу в метро.

Со 2 марта будет отменен автобусный маршрут КМ между станциями метро "Каширская", "Варшавская" и "Каховская".

Оцените статью
MSK News
Добавить комментарий