Столичные власти опубликовали утвержденную на прошлой неделе Адресную инвестиционную программу (АИП) города на 2024-2026 годы, на развитие метро предусмотрено за три года выделение 728 миллиардов рублей.
Всего на развитие транспортной системы Москвы в 2024-2026 годах из городского бюджета планируется выделить в рамках АИП 2 триллиона 806,2 миллиарда рублей. Расходы инвестиционного характера составят в 2024-2026 годах 1 триллион 385 миллиардов 485,5 миллиона рублей, из них в 2024 году - 470,1 миллиарда рублей, в 2025 году - 459,2 миллиарда рублей, в 2026 году - 456,1 миллиарда рублей.
В 2024 году расходы инвестиционного характера выросли на 80 миллиардов рублей по сравнению с прошлой АИП, в 2025 году - на 96 миллиардов рублей.
Остаток бюджетных обязательств на 1 января 2027 года должен составить 1 триллион 330 миллиардов рублей. Это более чем на 500 миллиардов рублей больше, чем в прошлой АИП.
В рамках действия АИП планируется построить 35 километров линий метрополитена, 17 станций, одно электродепо, 265,53 километра автомобильных дорог, 60 пешеходных переходов, 71 искусственное сооружение (эстакады, путепроводы, мосты).
Из всего бюджета на транспорт 728 миллиардов будет предусмотрено на развитие Московского метрополитена. В 2024 году планируется выделение 251 миллиарда рублей, что на 101 миллиард больше, чем планировалось в прошлой версии программы. В 2025 году предусмотрено выделение 245 миллиардов рублей (на 95 миллиардов больше), в 2026 году - 232 миллиардов рублей. Остаток бюджетных обязательств на 1 января 2027 года должен составить 658 миллиардов рублей.
На строительство Троицкой линии метро на участке "ЗИЛ" - "Коммунарка" в 2023 году предусмотрено выделение 62 миллиардов рублей, в 2024 году - 57 миллиардов рублей, в 2025 году - 39 миллиардов рублей.
Финансирование строительства участка от "Коммунарки" до "Троицка" предусмотрено в 2024 году в размере 1 миллиарда рублей, в 2025 году - 14 миллиардов рублей, в 2026 году - 35 миллиардов рублей. В период 2027-2029 годов на строительство данного участка потребуется еще 144 миллиарда рублей.
На строительство участка Рублёво-Архангельской линии от станции "Шелепиха" до "Липовой Рощи" в 2023 году планируется выделение 11 миллиардов рублей, в 2024 году - 7 миллиардов рублей, в 2025-2026 годах - по 49 миллиардов рублей ежегодно. Для завершения строительства в 2027 году потребуется еще 60 миллиардов рублей.
На участок Рублёво-Архангельской линии от станции "Липовая Роща" до станции "Ильинская" в 2025 году запланировано выделение 100 миллионов рублей, в 2026 году - 1 миллиарда рублей. В период 2026-2029 годов потребуется 79 миллиардов рублей.
Строительство Бирюлёвской линии метро запланировано до конца 2028 года. В 2023 году планируется выделение 9 миллиардов рублей, в 2024 году - 8 миллиардов рублей, в 2025 году - 28 миллиардов рублей, в 2026 году - 55 миллиардов рублей. Для завершения строительства в 2027-2028 годах потребуется выведение из бюджета 171 миллиарда рублей.
На продление Арбатско-Покровской линии от "Щелковской" до станции "Гольяново" в 2023 году выделено 2 миллиарда рублей, в 2024 году - 1,5 миллиарда рублей, в 2025 году - 5 миллиардов рублей, в 2026 году - 15 миллиардов рублей. В 2027 году потребуется еще 3 миллиарда рублей.
На возведение станции "Суворовская" на действующем участке Кольцевой линии в 2023 году выделено 4 миллиарда рублей. В 2024 году на постройку станции запланировано направить 3 миллиарда рублей, в 2025 году - 8 миллиардов рублей, в 2026 году - 2 миллиарда рублей.
Финансирование на строительство станции "Южный Порт" на участке Люблинско-Дмитровской линии между "Печатниками" и "Кожуховской" в 2024 году составит 400 миллионов рублей, в 2025 году - 1,8 миллиарда рублей, в 2026 году - 3 миллиарда рублей. В 2027 году потребуется найти в бюджете еще 5 миллиардов рублей.
Кроме того, на центральный подземный участок пятой линии Московских центральных диаметров (МЦД-5) в 2025 году запланировано выделение 25 миллиардов рублей, в 2026 году - 44 миллиардов рублей. В период 2027-2029 годов на данный проект потребуется найти еще 131 миллиард рублей. Таким образом, строительство тоннеля для движения поездов МЦД-5 оценено в 200 миллиардов рублей.
На приобретение вагонов метро нового поколения на 2024 год запланированы расходы в объеме 39 миллиардов 132,3 миллиона рублей, на 2025 год - 38 миллиардов 256 миллионов рублей, на 2026 год - 53 миллиардов 415,8 миллиона рублей.
На реализацию мероприятий по развитию наземного транспорта на 2024-2026 годы запланированы бюджетные ассигнования в объеме почти 235,9 миллиарда рублей, в том числе в 2024 году - 79,9 миллиарда рублей, в 2025 году - 77,9 миллиарда рублей, в 2026 году - 78,1 миллиарда рублей.
На организацию транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в 2024-2026 годах планируется выделение 12,4 миллиарда рублей ежегодно. На перевозку пассажиров без оплаты проезда и иные расходы, связанные с обеспечением проведения массовых мероприятий, в 2024-2026 годах предусмотрено 71,3 миллиона рублей ежегодно.
Финансирование на обновление подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта общего пользования (в части закупки электробусов, автобусов) в 2024 году составит 35,2 миллиарда рублей, в 2025-2026 годах - 36 миллиардов рублей ежегодно.
На обновление парка трамваев в 2024 году предусмотрено выделение 1 миллиарда 64 миллионов рублей, в 2025 году - 3 миллиардов 349,6 миллиона рублей, в 2026 году - 3 миллиардов 296,8 миллиона рублей.
На повышение комфорта проезда пассажиров городского электрического транспорта и обеспечение безопасности объектов трамвайной инфраструктуры предусмотрено выделение 9,8 миллиарда рублей ежегодно.
На выполнение работ по технологическому присоединению к электрическим сетям ультрабыстрых зарядных станций для зарядки электробусов в 2024 году предполагается выделение 2 миллиардов 280 миллионов рублей, в 2025-2026 годах - 1 миллиарда 540 миллионов рублей ежегодно.
На реализацию мероприятий по развитию железнодорожного транспорта в 2024-2026 годах запланированы бюджетные ассигнования в объеме 167 миллиардов 550,8 миллиона рублей, в том числе в 2024 году - 67,1 миллиона рублей, в 2025 году - 70 миллиардов 666,5 миллиона рублей, в 2026 году - 29 миллиардов 772,7 миллиона рублей.
В рамках этого бюджета на приобретение подвижного состава (поездов) для обеспечения транспортного обслуживания населения на участках межсубъектных маршрутов регулярных перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на МЦД в рамках реализации инфраструктурных проектов в 2024 году запланировано выделение 10 миллиардов 741,4 миллиона рублей, в 2025 году - 17 миллиардов 53 миллионов рублей.
На реализацию мероприятий, направленных на улучшение качества транспортного обслуживания населения на диаметральных маршрутах пригородного железнодорожного сообщения Центрального транспортного узла, в 2024 году запланировано направить 36 миллиардов рублей, в 2025 году – 33,5 миллиарда рублей.
На возмещение недополученных доходов, возникающих при установлении правительством Москвы цен (тарифов) на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, в 2024 году направят 10 миллиардов 289,2 миллиона рублей, в 2025-2026 годах - 7 миллиардов 209,2 миллиона рублей ежегодно.
Также в АИП предусмотрены средства на водный транспорт. Бюджетные ассигнования запланированы в объеме 9 миллиардов 927 миллионов рублей, в том числе в 2024 году - 5 миллиардов 38,6 миллиона рублей, в 2025 году - 2 миллиардов 418,8 миллиона рублей, в 2026 году - 2 миллиардов 469,6 миллиона рублей.
В рамках данной подпрограммы предусмотрены ассигнования на организацию транспортного обслуживания населения речным транспортом в 2024 году - 1 миллиарда 589,5 миллиона рублей, в 2025 году - 1 миллиарда 531,4 миллиона рублей, в 2026 году - 1 миллиарда 536,7 миллиона рублей.
На технологическое присоединение к сетям централизованного электроснабжения, водоснабжения и водоотведения причалов и другие расходы в 2024 году планируется выделить 129,3 миллиона рублей, в 2025-2026 годах - 24,4 миллиона рублей ежегодно.
На содержание и эксплуатацию объектов инфраструктуры речного транспорта, обеспечение транспортного обслуживания населения речным транспортом в 2024 году выделят 869,8 миллиона рублей, в 2025 году - 862,9 миллиона рублей, в 2026 году - 908,4 миллиона рублей.