Финляндия – страна мирового дизайна?

Архив6

Пятидесятые годы стали началом мировой славы и влияния финского дизайна - тогда Тимо Сарпанева и Тапио Вирккала получили ряд высоких международных наград. К семидесятым годам Сарпанева, Вирккала, Кай Франк стали естественной частью мирового артистического "небосклона". Алвар Аалто был признан раньше. Аалто первым начал превращать свою страну в страну тотального дизайна еще в 1930-е годы. И если сегодня в любом деревенском хозмаге в Финляндии вы можете купить нестареющую классику ретро-стиля, то это прежде всего заслуга Аалто. Его принципы совпадали с финскими ценностями, характером, этикой.

Искусство дизайна

Работы Аалто и сегодня - редкий пример искусства дизайна, который не был завезен извне, а "выявлен по месту жительства" - из природы, подручных материалов, образа жизни. Этот "региональный" дизайн оказался важен для других, он бесконечно тиражируется сегодня, и не только Икеей, захватившей 80% европейского рынка мебели и аксессуаров. Аалто создал типологию провинциального "общественного центра" (можно сказать - ратуши), такого архитектурного образования, в котором совмещаются административные, культурные, общественные функции.

Самим мастером в середине прошлого века был создан Общественный центр Сяйнятсало - и это именно архитектура, органично вписанная в рельеф местности, экономящая финансы, развивающаяся в пространстве, близкая природе, обеспечивающая развитие. Суждения и практика Аалто не покрылись плесенью, а значит верны. "Формы могут быть разнообразными, но нельзя забывать о том, что верно выбранные формы вовсе не обязательно должны отвечать классическим нормам. Поменьше кокетства с формами, естественность и жизненность - вот главное".

Органичный стиль

Жилая среда и архитектура, вещи, этика Финляндии органичны творчеству Аалто, его работы и идеи читаются в этой стране повсеместно. В Хельсинки 600 тысяч жителей, но при этом есть метро. Хотелось бы, чтобы в Москве или Петербурге когда-нибудь появилось метро такого уровня - с вагонами изысканного скульптурного дизайна, с хорошей эргономикой и понятной информацией, с насыщенной подземной инфраструктурой - магазинами, лифтами, эскалаторами, туалетами и - без турникетов.

Супермаркеты, книжные, галантерейные и цветочные магазины в метро (а также туалеты, в том числе для инвалидов, и комнаты для кормления младенцев), чистые полы, нержавеющие мусорницы - и очень хорошие визуальные коммуникации. Аалто, с его мировым авторитетом, несомненно, повлиял на состояние умов.

Музеи и выставки

Витрина хельсинкских музеев - Кьясма, символ столицы и центр притяжения как для молодых финнов, так и для туристов из разных стран. Это сам по себе дизайнерский аттракцион, полный чудес: огромные медные лифты в залах со стенками, открывающимися в разные стороны на разных этажах залов, или забавные туалеты с литыми рукомойниками из серого алюминия. И огромная выставочная программа: соцреализм, русская икона, К.С. Петров-Водкин, поп-арт, Тимо Сарпанева, финский графический образ. Еще в Хельсинки есть то самое уникальное, что пока не предвидится у нас. Это музей дизайна. Огромное трехэтажное старое здание с постоянной экспозицией мировой классики и временными выставками. Алвар Аалто, Тимо Сарпанева, Кай Франк, Тапио Вирккала и многие другие создали стиль, опираясь на свои традиции - протестантскую умеренность, аскетизм, любовь к родной земле.

Эволюция формы

Алвар Аалто наладил производство мебели, стекла, светильников из несложных и доступных материалов - клееного шпона и гнутого дерева, банального стекла, крашеного металла. Недорогие повседневные предметы - стулья, табуретки, кресла и столы, вазы, светильники, свечи и подсвечники, декоративное стекло, дерево и бытовая посуда, декоративные поделки, выпускающиеся серийно, доступны всем гражданам. Они есть практически в каждом доме и каждом магазине. Следующие поколения скандинавских дизайнеров продолжают и развивают формы, стиль, эстетику, чувство материала, созданные отцами основателями.

Хотя сегодня уже другой виток цивилизации - эпоха Нокии, футуристичной архитектуры, инновационного стиля, усложняющего философию отцов. Можно сказать: Хельсинки - столица дизайна.

Корни финского дизайна

Как это могло получиться в маленькой, изначально небогатой стране, превратившейся сегодня в одно из развитых и стабильных государств в мире? Можно допустить, что феномен финского дизайна интерьеров домов, квартир и декора - в ограниченной ресурсами скупой природе страны, которая вынуждает людей быть изобретательными, учитывать интересы друг друга (чего стоят коллективные крестьянские зерновые банки для взаимопомощи в трудные годы!).

У финнов в крови нелюбовь к выскочкам, бесчестности, в почете настоящее: труд, глубина мышления и основательность. Здесь в цене - вид из окна, природное окружение, чистота, красота. Жизнь провинции во многих отношениях комфортнее, красивее, гармоничнее жизни крупных городов, да и окраины Хельсинки и Ювяскюлы давно развиваются по законам сабурбий: они близки к природе и связаны с городами. Аалто придумал строить не "мэрии" и "управы", а "общественные центры", где представительские и административные структуры соединены с выставочными и концертными залами.

Оцените статью
MSK News
Добавить комментарий

  1. Студия дизайна интерьера: PRO Interior Design — PROID.studio

    Как раз вчера были на лекции по дизайну интерьера. Не смотря на санкции с дизайном интерьера в Москве и в России в целом всё очень хорошо. Главное не обращаться не к профессионалам.

    Ответить