Рижский вокзал признали памятником архитектуры

Культура

Здание Рижского вокзала Москвы получило статус объекта культурного наследия регионального значения, сообщает Мосгорнаследие.

“Ансамбль Рижского вокзала включили в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Он считается одним из самых примечательных архитектурных творений в Москве и традиционно притягивает взгляды жителей и гостей столицы. Теперь его внешнее и внутреннее убранство стало предметом особой охраны государства”, – говорится в сообщении.

Уточняется, что здание вокзала, а также примыкающий к нему музей теперь нельзя сносить. Реставрировать строения можно только под контролем Мосгорнаследия и после согласования проекта работ с специалистами ведомства.

Ансамбль включает в себя здание пассажирского вокзала (Рижская площадь, дом 1) и примыкающее к нему здание бывшего Музея транспорта (Рижская площадь, дом 3). Сегодня там находятся Центр научно-технической информации и библиотек и Центр инновационного развития с выставочным залом.

В сообщении говорится, что Рижский вокзал является образцом псевдорусского (или неорусского) стиля. Для него характерно использование элементов древнерусского зодчества. Например, на фасадах можно увидеть арочные ниши, украшенные витыми и гладкими полуколонками с бусинами, а также множество разнообразных фризов (декоративных поясов). Оконные дверные проемы обрамлены резными наличниками, кокошниками и гирьками.

Вокзал, расположенный на Рижской площади, возвели в 1899 году в ходе строительства Московско-Виндавской железнодорожной линии. Она соединяла Центральную Россию с незамерзающими портами Балтики. Официальное открытие вокзала состоялось 11 сентября 1901 года.

Вплоть до середины 1930-х годов вокзал назывался Виндавским по латвийскому городу Виндава (сегодня – Вентспилс). Потом он стал Балтийским, а с 1942 года – Ржевским. Свое нынешнее название Рижский вокзал получил в 1946 году.

Проект здания вокзала заказали архитектору Станиславу Бржозовскому. Однако строительством занимался уже другой архитектор – Юлий Дидерихс. Он внес ряд изменений в первоначальный проект.

В Мосгорнаследии отметили, что для своего времени вокзал был оборудован по последнему слову техники. Например, тут была собственная электростанция для бесперебойного освещения помещений и платформы.

В конце 1920-х годов на месте железнодорожного пакгауза (склада для кратковременного хранения грузов) построили двухэтажное здание Музея транспорта (Рижская площадь, дом 3). Оно примыкает к пассажирскому вокзалу (Рижская площадь, дом 1). Отделка фасадов здания музея также выполнена в псевдорусском стиле, однако его убранство более лаконично.

В 2007 году в здании провели капитальный ремонт: привели в порядок фасады, укрепили несущие конструкции. Исторические элементы декора были сохранены.

Ранее в СМИ появлялась информация о возможном сносе вокзала после обнародования планов РЖД по строительству новой штаб-квартиры и жилья на территории бывшего Рижского грузового двора (РГД).

При этом осенью 2021 года планируется продать девелоперам площадки Рижского грузового двора, где предусмотрено строительство жилья. Застройка предполагает появление 708 тысяч квадратных метров площадей.

Оцените статью
MSK News
Добавить комментарий