Мир Александра Клячина как беспредметность

Культура

Торжественное открытие выставки "Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие" прошло 19 октября в Еврейском музее и центре толерантности в Москве.

Экспозиция получилась очень настоящей и чувственной, во многом благодаря погружению в авангард через дневники Льва Юдина, ученика Малевича. Именно через его записи организаторы решили показать произведения знаменитых русских авангардистов. Благодаря этому, посетители получили уникальную возможность не только узнать что-то новое об авангарде, но и прочувствовать запутанные взаимоотношения художников.

Основная тема выставки – появление и развитие Казимиром Малевичем школы авангарда. За этот очень насыщенный и короткий временной промежуток новаторское искусство движется от создания и развития новаторского искусства к его трансформации в постсупрематизм.

На вернисаже экспозицию продемонстрировали ее организаторы: глава Совета попечителей Еврейского музея, инвестор Александр Клячин, генеральный директор музея Александр Борода, исполнительный директор музея Кристина Краснянская при содействии Ельцин центра и культурного проекта "Энциклопедия русского авангарда".

Кристина Красянская отметила, что открытие выставки не случайно совпало с началом юбилейного сезона музея – по традиции каждый выставочный сезон начинается с демонстрации искусства авангарда. Она охарактеризовала этот проект как одно из самых значимых культурных событий в Москве.

На экспозиции представлено 98 работ русских авангардистов из собрания российских музеев и частных коллекционеров. Главный акцент сделан на картины Малевича и его влияние на современников. Именно фигура этого новатора в свое время заложила основы русского авангарда.

"Российская школа авангарда, заложенная Казимиром Малевичем, известна во всем мире. Целью данной экспозиции было собрать все значимые работы авангардистов и представить их публике под новым углом. В результате выставка получилась яркой и настоящей", - поделился Александр Клячин.

Кроме работ Малевича, на выставке можно ознакомиться с произведениями Марка Шагала, Льва Юдина, Константина Рождественского, Роберта Фалька, Николая Суетина, Ильи Чашника, Веры Ермолаевой и многих других. Впервые после реставрации, выставляется картина Анны Лепорской "Три фигуры", безликим персонажам которой охранник Ельцин Центра нарисовал глаза.

По словам Александра Бороды, для Еврейского музея авангард играет принципиально важную роль. Новая выставка стала уже четвертым крупным проектом по работе авангардистов. Генеральный директор музея подчеркивает, что центральной фигурой каждой из проведенных экспозиций остается Малевич. Неудивительно, что и текущая выставка названа в честь трактата основоположника супрематизма о парадигме беспредметного искусства.

Кураторы проекта раскрыли проблематику сложных драматических отношений Малевича и Шагала. Авангардисты по-разному смотрели на современную живопись. Малевич считал супрематизм высшей мерой искусства, в то время как Шагал относился к нему посредственно. В 1920 году произошел пик конфликта двух художников – супрематист переманил всех учеников своего коллеги и вынудил его уйти из художественного училища и покинуть Витебск. Противоречия самых знаменитых новаторов искусства XX века решили продемонстрировать в экспозиции путем условного разделения пространства музея на две противоположные зоны.

Интересным решением стал спецпроект "Я – Малевич", предоставляющий посетителям уникальную возможность насладиться авангардом в компании одного из представителей течения. Данный аудио путеводитель помогает гостям ознакомится с выставкой от первого лица, открывая тем самым границы беспредметного искусства простым обывателям. Таким образом, сложная информация трансформируется в игровой процесс. На выставке представлена еще одно одна необычная опция – тактильные копии некоторых экспонатов, которые можно буквально потрогать на ощупь.

Выставка русских новаторов продолжится до 19 февраля 2023 года.

Оцените статью
MSK News
Добавить комментарий