Изобретенный около ста лет назад автожир на сегодняшний день остается довольно экзотическим летательным аппаратом, который используют, в основном, в развлекательных целях. Между тем, его технические характеристики и возможности позволяют существенно расширить сферу применения, превратив его в повсеместно используемый личный воздушный транспорт.
Что такое автожир
Такое название получил летательный аппарат, внешне напоминающий легкий вертолет. Отличие заключается в принципах вращения винта: у вертолета он приводится в действие двигателем, а у автожира – воздушным потоком, набегающим спереди. Т.е. автожиру нужно начать двигаться, чтобы взлететь, и тогда вращающийся винт будет работать как самолетное крыло, создавая подъемную силу. Для этого летательный аппарат снабжен двигателем, который приводит в действие небольшой толкающий пропеллер, обычно расположенный в задней части корпуса. Кабина установлена не на салазки, а на колёсное шасси, которое тоже необходимо для стартового разгона и для посадки машины.
Плюсы и минусы конструкции
Автожир представляет собой нечто среднее между самолетом и вертолетом. К его достоинствам принято относить:
- невысокую стоимость, сравнимую со стоимостью легкового автомобиля и меньшую, чем у самолета или вертолета;
- более низкие, чем у вертолета, затраты на обслуживание и расход топлива;
- относительную простоту управления;
- безопасность для пилота, так как автожир не срывается в штопор и может совершить мягкую посадку даже с выключенным двигателем;
- небольшую длину стартового разбега (примерно 30-50 метров) и минимальные требования к посадочной площадке;
- низкую чувствительность к восходящим и нисходящим потокам воздуха, болтанке;
- прекрасную маневренность, способность выполнять многие пилотажные фигуры и лететь на небольшой высоте.
Однако у автожира есть и недостатки:
- Конструкция весьма чувствительна к смещению центра тяжести.
- Обледенение в зимнее время приводит к тому, что лопасти теряют несущую способность
- КПД двигателя у него гораздо ниже, чем у других видов воздушного транспорта, из-за чего приходится использовать более мощные и затратные движки.
Перспективы автожира
Эти летательные аппараты были чрезвычайно популярны в 70-е годы, так как страстный поклонник автожира, американец Бенсен производил и дешево продавал их в виде наборов для самостоятельной сборки. Однако эта политика вскоре привела к росту аварийности, поскольку необученные пилоты не могли надежно удерживать аппарат в воздухе. Лишь в последнее десятилетие интерес к автожирам возобновился. В немалой степени этому способствовала тщательная проработка конструкции: современные проектировщики устранили ошибки, допущенные Бенсоном, и сделали аппараты намного более надежными.
Задумываясь, как летать на автожире, будьте уверены: спасаться катапультированием не придется! Здесь безопасная посадка ждет каждого!
Компактные размеры, простота и дешевизна делают автожир практически идеальным летательным аппаратом для личного пользования. Он незаменим в условиях бездорожья или многокилометровых пробок, так как обеспечивает своему владельцу быстрое перемещение в любую точку в пределах 300-500 километров. К тому же пилотировать автожир гораздо приятней и интересней, чем ехать на автомобиле.